Информация 318. Человек, семья, общество. Домострой — почти потерянный опыт созидания жизни. Часть 9.

          Проект:  Национальная Идея России!

          Раздел:  7.

          Информация  318.   Человек, семья, общество. 

          Домострой  —  почти потерянный опыт созидания жизни. Часть 9.

          Предыдущее содержание: 

          Введение: («Домострой»  —  книга сотворённая Небесами.  — Внесение дополнений в «Домострой».  —  Суть «Домостроя».    —  Особенность времени, когда создавался «Домострой»). А. Вера в Высшую Силу, вера в Бога.   Б. Твёрдая вера в то, что человек образ и подобие Бога.  В. Веровать в вечность жизни и помнить о Страшном суде.   Г. Знать, как по-божески жить, как по-божески поступать.    Д.  Как жить не по-божески. Когда бесы радуются. Ответственность за дела не благословенные Богом. Отличие поступков по-божески от поступков не по-божески.   Е. Уважение к Богу, доверие Богу. Страх Божий.   Ж. Милость Божия.   З. Почитание священников. Обоснование. Духовные отцы. Покаяние.   И. Молитвы.     К.  Механизм воспитания душ людских. Механизм воздаяния.   Наказание Божье. Причины. Проявление милосердия Божьего. Наказание Божье за грехи. Испытания. Закалка души. Призыв помнить о своей Божественной природе, о вечности.   Л.  Любя побеждать.     М. Ответственность мужчины перед Богом.     Н.  Воспитание. Чему учили.     О.  Учиться смиряться, а научившись нести всюду мир.   П. Творить добрые дела.     Р. Быть честным, чистым, находиться в правде истинной.  С.  Не быть в страстях.   Т.  Уважать людей. Не быть в гордыне.   У. Как вести хозяйство. Отношение и требования к «специалистам».

          Содержание:

          Ф. Законным браком сочетаться.

          Х. Чему учить жену и всех.

          Ц. Как детей учить и страхом спасать.

          Ч. Как наставлять.

          Ш.  Отношение к родителям.

          Заключение.

          Ф. Законным браком сочетаться.

          Просто обратите внимание на честность и верность, на чистоту телесную.

          —  И законным браком сочетал я с тобою от добрых родителей благодарную дочь, всякой святыней благословил я тебя и честными крестами и образами святыми, и благословенным от Бога именем, – все это, знаю я, досталось трудами праведными, и подтвердит мое слово Бог направляющий.

          —  Законный брак тщательно соблюдай до конца своей жизни, чистоту телесную сохрани, кроме жены своей не знай никого.

          —  Люби и жену свою и в законе живи с ней по заповеди господней: в воскресенье, и в среду, и в пятницу, и по праздникам господним, и в Великий пост близости избегайте, живи добродетельно, в посте и в молитве, и в покаянии; жизнь по закону – во славу Бога и ради вечного царства, а любодеев и прелюбодеев осудит Бог.

          —  Не познал я другой жены, кроме матери твоей; как дал я ей слово, так исполнил.

          —  Каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, и утром, по колокольному звону встав и после молитвы, мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве, а на ком какая обязанность и кому какое дело ведено вести, всем тем наказать, когда и что из еды и питья приготовить для гостей и для себя.

          —  Господину же о всяких делах домашних советоваться с женой и ключнику поручать …

          —  Да всякий бы день у мужа жена спрашивала да советовалась обо всем хозяйстве, припоминая, что нужно.

          —  Все с мужем то обсудить, какое кому назначить наказание.

          Х. Чему учить жену и всех.

          Если коротко сказать, чему учить жену и детей, то можно выразиться так  —  «учи страху Божию и добродетельному житию». В этой фразе заложено всё. Обязательно учить страху Божию, и обязательно учить добродетельному житию и добрым делам. Если этому не учить, то муж будет держать ответ —  «ибо тебе ведь ответ за них дать в день Страшного суда». Но если всех научить страху Божию и добрым делам и дом хорошо устроить, то «благость у Бога найдешь и вечную жизнь получишь со всеми, кто тебя окружает». Заострю внимание на том, что мужчина обязан учить всех, а потом уже и жена. «Направляющая и руководящая» роль всегда остаётся за мужчиной. Объяснение данного факта будет дано позже. А сейчас несколько изотерических фактов. Мужчина отвечает за высокую нравственность, за воспитание созидательных качеств и несёт сто процентную ответственность перед Богом. Женщина лишь на 25 % несёт ответственность за это. За физическое здоровье всей семьи, на 100% ответственность лежит на женщине, и 25% на мужчине.

          И ещё один очень интересный момент, который заключён в фразе: «благость у Бога найдешь и вечную жизнь получишь со всеми, кто тебя окружает. То есть, если муж научит всех страху Божию, делать добрые дела и дом хорошо устроить, то все, кто умеет это делать получают вечную жизнь. А это означает одно  —  это те люди, которые научены созидать жизнь.

          —  Что сам, чадо, делаешь, тому и жену учи, всякому страху Божью, разному знанию и ремеслу и рукоделью, всяким делам и домашнему обиходу, и всем порядкам: сама бы умела и печь, и варить, и любое дело домашнее знала, и всякое женское рукоделье умела – когда сама все знает и умеет, сможет и детей и слуг всему научить, ко всему пристроить и наставить во всем. И сама бы хмельного в рот никогда не брала, и дети и слуги у нее не брали бы тоже, и никогда бы жена без рукоделья и сама ни на час не оставалась, разве что заболеет, и слуги ее также. Если же в гости пойдет или если у ней гости, никогда бы сама не была пьяна, а с гостьями беседовала о рукоделье и о домашнем хозяйстве, и о праведном христианском житии, а не насмешничала бы и не болтала ни с кем ничего; в гостях и дома песен бесовских и всякого сквернословия и блудливых речей и грубых слов сама бы не произносила и того ни от кого бы не слушала, и слуги ее также; и волхвов, и кудесников, и всякого колдовства не знала бы и в дом не пускала бы ни мужиков колдунов, ни женок. Если же этого не понимает, сурово ее накажи, страхом спасая, но не сердитесь, ты – на жену, а жена – на тебя. Наедине поучай, а поучив – успокой, пожалей, приласкай ее; также и детей, и домочадцев своих учи страху Божию и всяким добрым делам, ибо тебе ведь ответ за них дать в день Страшного суда. Если станете жить по нашему поучению, по этому написанию, великую благодать от Бога получите и вечной жизни удостоитесь с домочадцами своими.  

          —  Так и жену поучай и наставляй, и детей своих и домочадцев всех учи страху Божию и добродетельному житию. А если сам поступаешь так и учишь жену и детей, и рабов и рабынь, и всех ближних своих и знакомых, и дом хорошо устроишь, благость у Бога найдешь и вечную жизнь получишь со всеми, кто тебя окружает.

          —  И домочадцев своих одевай и содержи в достатке.

          Ц. Как детей учить и страхом спасать.

          Эта глава о том, как использовать страх и наказание в созидательных целях. Здесь есть несколько важных пунктов, которые раскрывают правила использования страха и наказания.

          Во-первых, муж должен любить и хранить своих домочадцев. Это главное требование при использовании наказания. Если этого нет, то обязательно могут быть «переборы».

          Во-вторых, главная цель наказания  —  научить, приучить, помочь в осознании мудрости жизни, сохранить чистоту душевную и телесную, привить работоспособность, отучить от страстей и т.д.

          В-третьих, понимать, что есть страхом спасать. Это  —  наказывая и поучая. Прежде чем применять наказание необходимо предупредить о нём. То есть, страхом спасать  —  это спасать человека от недопустимости нежелательного поведения под страхом наказания. Для каждого человека этот страх может быть разным. Для одного легкая «порка» может быть привычным делом, а для другого плохое мнение о нём значимого человека будет достаточны аргументом, чтобы  что-то не делать. Но страх, как метод, будет действовать в обоих случаях.

          В-четвёртых, необходимо знать, что чем выше, по уровню своего развития, душа, тем меньше надо применять крайнюю меру наказания  —  «поколотить». Наступает момент, когда «поколачивание» не даёт необходимого эффекта, и начинает вредить воспитанию, так как душа начинает сильно протестовать, обижаться, ненавидеть и т.д. Чем ниже уровень развития души, тем действеннее «поколачивание», которое не должно превратиться в истязания и получение удовлетворения  от своих шизофренических извращённых стремлений. 

          В-пятых, понимать, что есть вещи, которые наказанием добиться невозможно. Например, научить человека любить, то есть заботиться о чей-то жизни. Здесь необходимо уважение, доверие, доброта, милосердие, такт и т.д., причём любовь искренняя, безусловная.

          В-шестых, находясь под страхом (в разумных пределах), человек начинает задумываться о своём будущем действии  —  хорошее оно или плохое. И постепенно, включается интуиция человека, касающаяся понимания мудрости жизни, включается внутреннее понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо для жизни.   

          В-седьмых. В чём разница между «страхом Божьим» и «страхом спасать»? Она в масштабе и значимости в жизни человека. Страх Божий связан напрямую с душой, со Страшным судом, с адом и раем, со смертными грехами и пороками, который (страх) должен сопровождать человека всю его сознательную жизнь. А «страхом спасть», как правило, относится к мерам воспитания, которое применяется в «быту», для «объяснения» того, что такое хорошо для жизни, а что такое плохо для неё. Но принцип действия один и тот же. 

          В-восьмых, очень часто, сама угроза наказания, более действенна, чем само наказание.

          В-девятых, есть наказания, которые затрагивают смену отношений к человеку, доверие к человеку. Такие наказания могут быть значительно более «сильными», чем наказание «поколотить».

          В-десятых, сама возможность быть наказанным за отрицательные поступки, неотвратимость наказания, память о страданиях во время наказания, могут создать крепкую ассоциативную связь возникновения отрицательного состояния человека, при одной только мысли совершения плохого поступка. И, таким образом, человек данный поступок совершать не будет, даже и не вспомнив о наказании в детстве.

          Ниже приведены выдержки из «Домостроя». 

          —  Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей. И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу.

          —  Наказывай сына своего в юности его (достучись до сердца его) , и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом (палка? Жезл  —  кроткое, мудрое управление) накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти.

          —  Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она свое девство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной – словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее.

          —  Любя же сына своего, учащай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение.

          —  Понапрасну не смейся, играя с ним (представление смеха  как о греховном деле, силе сатанинской, связанная с язычеством.) : в малом послабишь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой.

          —  Если воспитаешь детей своих в страхе Божьем в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям господним.

          —  Василия Кесарийского поучение юношам («Поучение Владимира Мономаха»: «При старых молчати, премудрых слушати, старейшим покарятися, с точными и меншими любовь имети, без луки беседующе…»). Следует оберегать душевную чистоту и телесное бесстрастие, имея походку кроткую, голос тихий, слово благочинно, пищу и питье не острые; при старших – молчание, перед мудрейшими — послушание, знатным — повиновение, к равным себе и к младшим – искреннюю любовь; нечестивых, плотских, любострастных людей избегать, поменьше говорить да побольше смекать, не дерзить словами, не засиживаться в беседах, не бесчинствовать смехом, стыдливостью украшаться, с распутными бабами не водиться, опустив очи долу, душу возносить горе, избегать прекословия, не стремиться к высокому сану, и ничего не желать, кроме чести от всех. Если же кто из вас сможет другим помочь, тот и от Господа сподобится награды и вечных благ наслаждения.

          —  Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе Божьем в добром наставлении, и научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию,– такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут – добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или, по Божьей милости и подбирая по возрасту, своих дочерей за сыновей их выдадут замуж. Если же из таковых какое дитя и возьмет Бог после покаяния и с причащением, тем самым родители приносят Богу непорочную жертву, и как вселятся такие дети в чертоги вечные, то имеют дерзновение у Бога просить милости и прощения грехов также и для своих родителей.

          Ч. Как наставлять.

          Данная глава является продолжением предыдущей, только касается она в основном наёмных работников. Принцип один и тот же  — «была бы хорошему честь, плохому же – наказание, и всем им наука». Важно понять здесь то, что отношение к работникам, как отца к детям. Сначала обеспечить всем необходимым, а потом спрашивать строго со всех без различия  —  с жены, с детей, с работников. Используется принцип нарастания наказания за постоянное неисполнение какого-либо труда. Поняв, что человек может «ленив и сонлив, вороват и пьянчужка, от наставлений и битья не исправится», то дать ему работу «по нему». А кто «глуп и груб, вороват и ленив, и ни на что не годится, кого наставления не берут – того, накормив, со двора прогнать». И важно здесь последние слова  —  «накормив, со двора прогнать». Даже таких людей уважали, но и бездельников никто держать не намерен, так как все люди должны трудиться.   Вот такое отношение к людям. 

          —  Была бы хорошему честь, плохому же – наказание, и всем им наука.

          —  А себя утверждая в страхе Божьем и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьём, не тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке.

          Ч.1. Привечать, хвалить, жаловать, просьбу исполнять.

          —  И если точно везде по наказу улажено и все исполнено и счет сойдется, и устроено хорошо, и каждый даст честно отчет, с понятием и в точности – такого за службу его пожаловать;

          —  Во всяком деле кто хорошо, бережливо и бесхитростно служит, по наказу все исполняет, того пожаловатьи привечать его добрым словом, едой и питьем одарить, и всякую просьбу его исполнить.

          —  А кто бережлив и понятлив, и радеет о своем деле, и все у него в порядке, и хитрости в нем никакой нет, а прибыток есть от него – того похвалить и пожаловать едой и питьем, и все его просьбы исполнить, а за добрую службу в награду – пожаловать платьем своим.

          —  А за добрую службу за стол свой сажать и от себя подзнать и жаловать  от всего охранять таких.

          Ч.2. Проучить, бранить, наказывать, наложить пеню.

          —  А уж если какая еда и питье никуда не годятся, накажи домочадцев, того, кто готовил, чтоб наперед подобного не было.

          —  Если же ключник за тем не следит, то бранят и его, если же и госпожа о том не заботится, то бранит ее муж;

          —  А кто небреженьем все истратил или попортил, или солгал и выкрал, то, повине смотря, наказать и наложить пеню.    

          —  А чего без умысла или недогадкой или неразумием неловко натворил или испортил что – так в том только словом поучить его перед людьми, чтобы и все остерегались того; ему же вину простить. Если же в другой и в третий раз натворит чего или заленится — тогда, по вине и по делу смотря, обдумав, проучить его(200)  –  поколотить (110.0) от  ума добавлено кем-то). 

          —  Так же доглядывает госпожа за женками и девками в своем хозяйстве и замечает и взыскивает, и жалует, и наказывает – так же, как здесь написано.     

          —  А кто без умысла что натворит или ленив, ходит поздно в лавку и долго спит, или кто за товаром не ходит к купцам, или в чем-то иначе небрежен и нерадив, – такого поучать и бранить и, по вине смотря, наложить еще пеню.

          —  И во всякой службе, и домашнем хозяйстве и в торговле, если кто ленив и сонлив, вороват и пьянчужка, от наставлений и битья не исправится,– такого от дел отстранить и дать работу по нем.

          —  А кто глуп и груб, вороват и ленив, и ни на что не годится, кого наставления не берут – того, накормив, со двора прогнать: тогда и другие, на такого дурака глядя, не испортятся!

          Ш.  Отношение к родителям.

          Важнейший раздел в «Домострое», касающийся отношений с родителями. Главное здесь  —  любить, слушаться, повиноваться, чтить старость и немощность, проявлять заботу о них в старости. Понять важно одну штуку  —  родители до самого конца своей жизни несут ответственность перед Богом за своих детей. Во-вторых, забота о своих родителях, за тех, кто уже находится перед концом своего данного воплощения на земле, для самих детей имеет огромное воспитательное значение. Это как дань уважения за проявленную заботу, за своё научение жизни, за помощь в жизни, которые исходили и исходят от родителей. Поэтому и снисходит милость Небес на детей, которые заботятся в старости о своих родителях.

          Особо заострю внимание на последний абзац и его расшифрую. Тот, кто ругает своих родителей, тот находится на частоте эгоизма, и «недовольство» родителя проявляется в пожелании детям получать «милость» как для эгоиста (по минимуму). Тот, кто бьёт своих родителей, то находится в состоянии слабоумия, и кара им за это  —  «тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни». Более того, проклятье родителей равносильно пожелание смерти, так как все равно, что зачатие, беременность, выхаживание, забота и т.д. отменяется. Как всё равно, что ничего не было. Это очень жуткая штука и серьёзная, и в 90 % случаях кончается трагически и род может прекратить своё существование. А тот, кто продолжит существовать, то ходит с одним из родовым проклятием по всему роду в будущем. И души в этот род попадают соответствующие. Так что, бить своих родителей  —  это значит, что  счастливое и радостное будущее закрывается у всех потомков рода.  

          Ниже приведены выдержки из «Домостроя», касающиеся взаимоотношений с родителями.

          —  Чада, вслушайтесь в заповеди господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле.

          —  За то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас Люди, и дом ваш пребудет во веки, и наследуют сыновья сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя.

          —  Воздающие же честь отцу-матери, повинующиеся им во всем по-божески, во всем станут утешением для родителей, и в день печали спасет их Господь Бог, молитву их услышит, и все, что попросят, подаст им благое. Утешающий мать свою творит волю Божью и угождающий отцу в благости проживет.

          —  Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас благословят они: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва  от напастей избавит.

          —  Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дет. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда.

          —  Не говори: «Много сделал добра им и одеждой и пищей и всем, что нужно»,– этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь и ты их родить и позаботиться так, как они о тебе. Потому-то с трепетом и раболепно служи им, тогда и сами от Бога награду примете и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди Его.

          —  Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянет их, или ругает(40), тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителем(40). Кто бьет отца или мать(23) – тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит(11)». Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери(110).

          Заключение.

          Чем важен «Домострой» в настоящее время? Главное в  нём то, что в те далёкие времена, была выпущена книга о том, как воспитать детей, которые бы созидали жизнь, которые бы знали, что такое хорошо для жизни, а что такое плохо. Большинство объяснений основывалось на вере и том опыте, который сформировался в течении длительного времени. На примерах отношения к людям было продемонстрирован тот эффект, которые позволял жить в радости, а не в горести. Поэтому, «Домострой»  —  это книга не о жестоком наказании женщин, а о формировании в людях созидающих жизнь качеств.

          «Домострой»  —  это пример заботы о будущем поколении. Ведь сейчас у родителей нет чёткого плана воспитания своих детей, так как они не знают смысл жизни, не знают, как своё желание воспитать детей, перевести в практические действия. Не знают, что делать мужчине и женщине в семье, за что отвечать. Ситуация усугубляется тем, что умы людей заражены шизофреническими правами и свободами, гендерным равенством, когда мужчину превращают в женщину, а женщина становится мужчиной.  

          Внимательный читатель может обнаружить много элементов новых общественных отношений в сфере производства. В «Домострое» описаны те отношения, которые должны складываться между руководителем и подчинёнными, между бизнесом и наёмными работниками. Пусть не в полном объёме, но главная идея этих отношений там изложена. Эти новые общественные отношения дадут мощнейшее преимущество перед теми отношениями, которые сейчас распространены в различных бизнес моделях.

          С уважением.                         Илларион.                       Декабрь 2021г.

Оцените статью