Информация 316. Человек, семья, общество. Домострой — почти потерянный опыт созидания жизни. Часть 7.

          Проект:  Национальная Идея России!

          Раздел:  7.

          Информация  316.   Человек, семья, общество. 

          Домострой  —  почти потерянный опыт созидания жизни. Часть 7.

          Предыдущее содержание: 

          Введение: («Домострой»  —  книга сотворённая Небесами.  — Внесение дополнений в «Домострой».  —  Суть «Домостроя».    —  Особенность времени, когда создавался «Домострой»).   А. Вера в Высшую Силу, вера в Бога.   Б. Твёрдая вера в то, что человек образ и подобие Бога.  В. Веровать в вечность жизни и помнить о Страшном суде.   Г. Знать, как по-божески жить, как по-божески поступать.    Д.  Как жить не по-божески. Когда бесы радуются. Ответственность за дела не благословенные Богом. Отличие поступков по-божески от поступков не по-божески.   Е. Уважение к Богу, доверие Богу. Страх Божий.   Ж. Милость Божия.   З. Почитание священников. Обоснование. Духовные отцы. Покаяние.   И. Молитвы.     К.  Механизм воспитания душ людских. Механизм воздаяния.   Наказание Божье. Причины. Проявление милосердия Божьего. Наказание Божье за грехи. Испытания. Закалка души. Призыв помнить о своей Божественной природе, о вечности.   Л.  Любя побеждать.     М. Ответственность мужчины перед Богом.     Н.  Воспитание. Чему учили.     О.  Учиться смиряться, а научившись нести всюду мир.

          Содержание:

          П. Творить добрые дела.

          Р. Быть честным, чистым, находиться в правде истинной.

          С.  Не быть в страстях.

          Т.  Уважать людей. Не быть в гордыне.

          У. Как вести хозяйство. Отношение и требования к «специалистам».

          Ф. Законным браком сочетаться.

          Х. Чему учить жену и всех.

          Ц. Как детей учить и страхом спасать.

          Ч. Как наставлять.

          Ш.  Отношение к родителям.

          Заключение.

          П. Творить добрые дела.

          Добром движется жизнь. Ненавистью жизнь уничтожается. Воровство, грабёж, злость, месть, обман, нанесение обиды, притеснение и т.д.,  жизнь губится, как своя (разрушение души), так и других людей. Понимание того, что есть добрый поступок, очень важно.

          Добрый поступок (дело)  —  это такое действие, которое включает в человеке энергию жизни, желание жить и творить, желание достигать и утверждать жизнь, желание любить и заботиться о жизни. Это действие может выражаться в помощи, в поощрении, проявленной милости, в проявленном сострадании, в наказании. Почему и наказание является добрым поступком? Если человек своровал, то его наказывают так, чтобы он осознал всю губительность поступка. Если человек находится в страсти, из которой ему тяжело выбраться, то можно применить ограничительные меры, чтобы таким образом ему помочь справиться со страстью. Если человек обманул, совершил неуважительное действие, то он должен быть наказан так, чтобы подобное действие больше не совершалось. Лучше, если происходит глубинное осознание пагубности плохого действия.

          Добрым поступком можно считать и проявленное милосердие. Это закон пощады, благодаря которому человеку даётся шанс исправиться, показать на деле осознание своей ошибки, дать возможность дальнейшего развития и участие в жизни общества, семьи, коллектива.

          Совершая добрые поступки, человек развивает в себе созидающие жизнь качества. Защита жизни  —  это тоже добрый поступок, где развивается мужество, бесстрашие, самообладание, любовь к жизни, сострадание. Именно через добрые поступки, человек научается заботиться о жизни.

          Ниже приведены примеры из «Домостроя», где описаны добрые поступки, их созидающую жизнь суть.

          —  Добрые дела твори.

          —   Церковников и нищих, маломощных и бедных, страдающих и странников приглашай в свой дом и, как можешь, накорми, напои и согрей, и милостыню подай от праведных трудов, ибо и в дому, и на рынке, и в пути очищаются тем все грехи: ведь они – заступники перед Богом за наши грехи.

          —  Никто не вышел из дома нашего голоден или печален; как могли, мы все нужное каждому человеку ради Бога давали, а печального словом излечивали. Кому как можно, мы помогли ради Бога, и ссужали, как могли, и Христос невидимо нам в изобилии посылал свою милость, всякие блага. И не помыслили мы никогда никому во зло, разве что по недомыслию, но без лукавства.

          —  Вспоминал я слова Евангелия: «Любите врагов ваших, делайте добро ненавидящим вас, благословите клянущих вас, молитесь за творящих вам пакости

          —  И тем всегда утешал я себя, что … из темниц и больных, и пленных, и должников из рабства, и во всякой нужде людей по силе своей выкупал я, и голодных как мог кормил, рабов своих освободил я и наделил их, а иных и из рабства выкупил и на свободу пустил я; и все те наши рабы свободны, богатыми домами живут, как ты видишь, молят Бога за нас и во всем нам содействуют. А если кто и забыл нас – Бог его да прости во всем. А теперь домочадцы наши живут все свободны, и у нас – в своей воле; видел ты сам, чадо мое, многих ничтожных сирот, и рабов, и убогих, мужского полу и женского, и в Новгороде и здесь, в Москве, вскормил и вспоил я до зрелости, обучил, кто чему способен, многих и грамоте, и писать и петь, которых иконному письму, в каких и книжному искусству, тех серебряному делу, и прочим всем многим ремеслам, а кого и торговому научил делу.

          —  А мать твоя в добром наставлении воспитала многих девиц и вдов, ничтожных и убогих, обучила рукоделию и всякому домашнему обиходу, и, наделив приданым, выдала замуж, а мужчин поженили у добрых людей,– и все те, дал Бог, свободны, живут состоятельно, многие в священническом и дьяконском чине, и в дьяках, и в подьячих, и во всяких чинах; кто во что уродился и в чем кому благоволил быть Бог,– те занимаются разными ремеслами, другие торгуют в лавках, многие и в купечестве в различных землях ведут торговлю. И Божьей милостью у всех тех наших вскормленников и иждивенцев ни позор, ни убыток, ни денежной пени от людей, ни людям от нас, ни тяжб ни с кем не бывало: во всем Бог до сих пор сохранил. А от кого нам, от наших вскормленников, досада и убытки бывали большие и многие, так то все мы сами снесли, никто о том и не слыхивал, а нас за то Бог наградил.

          —  И еще напомнить: гостей приезжих у себя корми, а с соседями и со знакомыми в дружбе и в хлебе и в соли, и в доброй сделке, и во всяком займе. В гости куда поедешь – подарки не дороги, вези за дружбу; а в пути со стола своего есть давай домашним твоим и странникам, их с собою сажай за стол и питье им также давай. А маломощным милостыню подавай. И если так поступаешь всегда, то везде тебя ждут и встречают, а в путь провожают – от всякого лиха берегут: на стоянке не обкрадут, а на дороге не убьют, потому что и кормят доброго – ради добра, а лихого – от лиха, но если и лихой на добро во всем обратится, в том убытка нет добрым людям. Хлеб-соль – взаимное дело, да и подарки также, а дружба – навек, да и слава добрая.

          —  В монастыре и в больнице, в затворничестве и в темнице заключенных посещай и милостыню, по силе своей возможности, подавай, что попросят; вглядись в беду и страдания, во все их нужды, и помогай, как сможешь, и всех, кто страдает в бедности и в нужде, как нищего не презирай, пригласи в свой дом, напои, накорми, согрей, с любовью и с чистою совестью приветь; их молитвами получишь от Бога милости и грехов отпущение. Поминай и родителей своих покойных подношением в церковь Божию на панихиду и на службы, и дома поминки по ним устраивай, а нищим раздай милостыню: тогда и тебя не забудет Бог.

          —  А хозяин дома (или слуги его) должен подавать всем есть и пить или за стол, или послать в другой дом, разделив по достоинству и по чину, и по обычаю. От большого стола посылают блюда, от остальных не бывает; за любовь да верную службу – пусть как положено всех оделят, и о том прощения просят.

          —  Также следует хозяину и хозяйке заботиться и о нищих, о странниках, убогих, вдовицах и сиротах, подобает их окружить заботами, удовлетворяя их нужды, душевные и телесные, от праведных своих трудов: в душевные вникай, телесные же рассмотри. Так же и в церкви Божии (и церковникам), и в монастыри, и в темницы приноси или посылай милостыню свою по силе своей возможности. Если же нет ничего, так ты хоть слово скажи утешное, а коли и этого нет, так сам не озлобись, не опечалься своей нищетою – тем, что не можешь ничего подать.

          —  Если же в селах иль в городах кто хорош по-соседски, тот у христиан, у властей и в приказе, справедливых решений в нужное время добьется не силой, не грабежом, не пыткой. Если же не уродилось что и расплатиться нечем, так он не торопит. А не то так и у соседа или иного христианина не хватило зерна – на семена ли, на пищу, да лошади или коровы нет, или налога в казну уплатить нечем,– так нужно помочь ему и ссудить, а мало у самого, так у людей подзанять, но другому по просьбе дать. И помогать им от всей души, от всяких обидчиков оберегая по правде их. Самому господину, и слугам его ни дома, ни на селе, ни на службе, ни в жалованье – ни в каких делах и отнюдь не обделять никого ни в чем: ни пашней, ни землей, ни домашним каким припасом, ни скотиной неправедного стяжания избегая.

          —  Благословенным трудом и средствами праведными жить подобает всякому человеку. И видя добрые ваши дела и милосердие и любовь сердечную ко всем и таковую праведность, обратит на вас Бог свои милости и преумножит урожай плодам и всякое изобилие. Вот такая – от праведных трудов и благих плодов – милостыня приятна Богу, и молитву их Бог услышит, и грехи отпустит, и вечной жизнью наградит.

Люди торговые и мастеровые, и земледельцы тоже пусть праведным только и благословенным торгуют, и производят, и пашут – без покражи, разбоя и грабежа, без поклепов и лжи, клеветы и обманов; пусть торгуют и промышляют нажитым праведными трудами, не ростовщичеством, но благодаря приплоду, труду и всякому урожаю, исполняют дела свои добрые по христианскому закону и по заповедям господним: угодит в сем мире – вечную жизнь заслужит.

          —   А все потому, что каждому человеку следует слуг держать по добытку-доходу, столько, сколько можно их прокормить и одеть и во всем остальном удоволить их, да в страхе Божьем и в поучений добром всех их держать. И если таких людей ты при себе имеешь, то и сам от Бога получишь благословение, и эти души спасешь. А не по силам тебе людей содержать, не продавай их в рабство, но отпусти на волю и, насколько можно, надели их: от Бога награда, а душе польза.

38. Если видишь согрешение брата и не скажешь, не обличишь его в этом наедине, потом насмешкой и укором вернется это, и будешь подобен ты язычнику и мытарю, а такому греху сам станешь причастен. Но если уведаешь грехопадение брата своего, и всякое непотребное дело доподлинно, о нем наедине и втайне скажешь ему спокойно и – если выслушает тебя и бросит Непотребное это дело, – спас ты душу брата своего, от Бога получишь награду. Если же не прислушается к слову твоему да еще и обернет в неприязнь, свободен ты от того греха, он сам за себя даст ответ перед Богом. И Бог, видя добрые ваши дела и мудрое пред ним смирение, разумное наставление и Бога ради терпение, подаст вам великую свою милость, прощение грехов и жизнь вечную.

          —  А умный сын или слуга, женка и девка, хотя и слышат ссоры и брань и дурные речи там, куда посланы – и в людях и в доме своем,– пусть того не разносят, а только что ведено, пусть то и правят. Кто же больше разумен, тот даже слыша брань – выкажет мир, а где видит ссоры – к согласию призовет, где же клянут и лаются – явит он похвалу и милость. Да от таких-то умных, учтивых и благоразумных слуг и согласие возрастает средь добрых людей и мир вечный, умных слуг таких берегут и жалуют, словно детей своих, советуясь с ними во всем.

          —  Припомни мудрого ученика, у некоего старца в скиту живущего: когда отшельнику одному дал тот на время келью передохнуть, напала на старца злобная зависть и послал он ученика своего обругать сидящего в келье и выгнать из нее. Мудрый же ученик приходил к страннику, передавая вместо вражды от старца мир и благословение: но в конце концов по внушению бесов сам старец отправился, думая, странника поколотив, выгнать его из кельи. Добрый же ученик вперед побежал перед старцем и передал от него страннику мир и благословение и возвестил скорое посещение старца. И странник тотчас вышел навстречу великому старцу и кланялся до земли – и вот растрогался старец и осудил себя, и наступило меж ними согласие, и благодарили оба они ученика.

          —  Умный же и рассудительный хозяин и хозяйка сами того не любят и не допустят оговоров и насмешек и укоризн, клеветы и лжи. Никаких обманных речей о других они не передают, не осуждают других и ничего о других не слушают, не насмешничают.

          Р. Быть честным, чистым, находиться в правде истинной.

          Чем выше уровень развития духа человека, тем больше хочется человеку быть честным. Чем выше уровень развития духа человека, тем больше человеком ощущается  справедливость, Божья справедливость. Причём, честность и Божья справедливость, должна распространяться на всю жизнь человека, на всё, что его окружает, иначе душа человека чувствует себя очень некомфортно. Более того, с определённого уровня развития духа человека, честность и справедливость в делах, из качества человека превращается в аспект Бога, инструментом, с помощью которого созидается жизнь в любой сфере человеческой жизнедеятельности.

          Вообще, «Домострой» можно использовать как настольную книгу для всех предпринимателей и деловых людей, которые занимаются бизнесом. То отношение к людям, которое описано в «Домострое» является некоторым эталоном взаимоотношений между владельцами (руководителями) и наёмными работниками. При таком уважительном отношении и внимании к людям,  получается потрясающая обратная связь. Люди из чувства благодарности, из чувства верности,  уверенности в своём стабильном будущем, совершенно иначе подходят к своему труду. Завязываются настолько взаимно уважительные отношения между людьми, что очень благотворно отражается на все дела, которые ведёт владелец. Причём, такой эффект основан не на соблюдении инструкций, а на глубоком уважении, на верности, на совести, на доверии и эффективность от такого труда значительно выше. А причина этого одна  —  люди перестают быть эгоистами на работе, они единятся для общего блага, у них открываются такие силы созидания, которые не могут быть раскрыты у тех, кто думает о себе, о своей карьере, о своих деньгах.

          Быть честным и справедливым по Божьи, сейчас, трудновато, но другого пути нет, рано или поздно это станет одним из признаков нормального и созидающего жизнь поведения людей. Так как нечестность и несправедливость, особенно чиновников, станет преградой для развития экономики, для развития людей и будет тормозить все процессы эффективности, которые будут опираться на доверие, уважение и любви людей. 

          Мог бы это не писать, но хочется заострить внимание читателей именно на  этом моменте, так как в «Домострое», уже в те времена, были раскрыты жизнеутверждающие принципы взаимодействия людей в совместном труде.      

          Просто внимательно прочитайте выдержки из «Домостроя» и осознайте тот эффект, который получался после уважительного, честного и справедливого отношения людей. 

          —  Будь и праведен, и справедлив.

          —  Не познал я другой жены, кроме матери твоей; как дал я ей слово, так исполнил. О Боже, Христе, удостой закончить и жизнь свою по-христиански и в заповедях твоих!    

          —  Кому же что продавал, все честно, а не в обман; кому не понравится мой товар, я назад возьму, а деньги верну. Ни в купле, ни в продаже ни с кем ни тяжба, ни брань не бывали, так что добрые люди во всем мне верили, и наши, и иноземцы,– никому и ни в чем не солгано, не обмануто, не просрочено ни в ремесле ни в торговле, ни кабалы ни записи на себя ни на чем не давал я, и лжи ни в чем не бывало. Видел и сам ты, какие большие ссоры со многими были людьми, да все, дал Бог, без вражды обошлось. А ведаешь сам, не богатством жили мы с добрыми людьми, правдой да лаской да любовью, а не гордостью, и без всякой лжи.

          —  Чадо мое единственное и любимое, Анфим, соизволил Бог, и благочестивый православный царь государь велел послужить тебе в своей царской казне у таможенных дел, так говорю тебе я теперь, чадо, и со слезами молю: «Господа ради помни царское наставление, прося у Бога помощи и смысла от всей души и всего помышления, служи верой и правдою без всякой хитрости и без всякого лукавства в любом государственном деле;

          —  А случится суд, всякому человеку, богатому и убогому, другу и недругу, если дело его истинно и праведно, без волокиты и без всякой хитрости его заверши, по словам Евангелия: «Не по лицам судите сынов человеческих, но праведный суд судите, каким судите судом, таким и судится вам, и какою мерою мерится, такой и воздается». Слава свершителю Богу ныне и во веки веков».    

          —  А царю и князю и любому вельможе не думай служить обманом, погубит Господь изрекающих ложь, а сплетники и клеветники прокляты и людьми.

          —  Благословенным трудом и средствами праведными жить подобает всякому человеку.

          —  А всякую ссуду и брать и давать честно, хранить крепче, чем свое и в срок возвратить, чтобы сами хозяева о том не просили и за вещами не посылали: тогда и еще дадут, да и дружба навек.

          —  А если чужого не беречь, или в срок не вернуть, или отдать испортив, в том обида на век и убыток в том и пени бывают, да и впредь никто и ни в чем не поверит.                    

          —  Cлугам своим накажи не осуждать тех людей, у которых они были на людях, и что нехорошее видели – и о том бы дома не сказывали. И о том, что случается дома, тоже бы людям не сказывали: с чем послан, о том и помни, а станут о чем ином спрашивать, не отвечай и не знай, и не ведай того. Отделавшись поскорей, о том хозяину перескажи, с чем послан, а чужих вестей не касайся, тогда и меж господами не будет ни ссор, ни раздора. Недостойные речи и обманные, и всякое дело дурное и словцо, все, что слышал и видел,– этого никогда б не касаться. Самому хозяину и хозяйке, чей служка вернется, также у него ни о чем не выспрашивать, а с чем послан, тем дело и кончить, да побыстрей отпустить. А станет что сказывать служка чужой, так того и не слушать, да еще и выбранить: «С чем ты прислан, о том и помни, а прочего у тебя не спрашиваем!» За то доброму мужу и жене хвала, что у них такие воспитанные слуги.

          —  А товар посылай, пересчитав и смерив, а деньги – сосчитав, и все, что можно взвесить – свесив, и лучше всего запечатав,– тогда безопасно.

          —  Бойся царя и служи ему верно, всегда о нем Бога моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, во всем ему повинуясь. Если земному царю с правдою служишь и боишься его, научишься и небесного царя страшиться: этот – временен, а небесный вечен, он – судья нелицемерный, каждому воздаст по делам его. Также и князьям покоряйтесь, воздавая им должную почесть, ибо посланы Богом карать злодеев и награждать добродетельных. Князя своего прими и власти свои, не помысли на них зла. Ибо говорит апостол Павел: «Вся власть от Бога»,  – так что кто противится власти, тот Божью повелению противится.

          Продолжение следует.

          С уважением.                    Илларион.                       Ноябрь 2021 г.

Оцените статью