Проект: Национальная Идея России!
Раздел: 7.
Информация 315. Человек, семья, общество.
Домострой — почти потерянный опыт созидания жизни. Часть 6.
Предыдущее содержание:
Введение: («Домострой» — книга сотворённая Небесами. — Внесение дополнений в «Домострой». — Суть «Домостроя». — Особенность времени, когда создавался «Домострой»). А. Вера в Высшую Силу, вера в Бога. Б. Твёрдая вера в то, что человек образ и подобие Бога. В. Веровать в вечность жизни и помнить о Страшном суде. Г. Знать, как по-божески жить, как по-божески поступать. Д. Как жить не по-божески. Когда бесы радуются. Ответственность за дела не благословенные Богом. Отличие поступков по-божески от поступков не по-божески. Е. Уважение к Богу, доверие Богу. Страх Божий. Ж. Милость Божия. З. Почитание священников. Обоснование. Духовные отцы. Покаяние. И. Молитвы. К. Механизм воспитания душ людских. Механизм воздаяния. Наказание Божье. Причины. Проявление милосердия Божьего. Наказание Божье за грехи. Испытания. Закалка души. Призыв помнить о своей Божественной природе, о вечности. Л. Любя побеждать. М. Ответственность мужчины перед Богом.
Содержание:
Н. Воспитание. Чему учили.
О. Учиться смиряться, а научившись нести всюду мир.
П. Творить добрые дела.
Р. Быть честным, чистым, находиться в правде истинной.
С. Не быть в страстях.
Т. Уважать людей. Не быть в гордыне.
У. Как вести хозяйство. Отношение и требования к «специалистам».
Ф. Законным браком сочетаться.
Х. Чему учить жену и всех.
Ц. Как детей учить и страхом спасать.
Ч. Как наставлять.
Ш. Отношение к родителям.
Заключение.
Н. Воспитание. Чему учили.
Каждый родитель должен знать, какие качества воспитывать у своих детей. Каждый родитель должен знать, чему учить своих детей. Каждый родитель должен знать смысл жизни, и исходя из этого знания, воспитывать и образовывать своих детей. Но каждый ли родитель задумывается над этим? И как воспитывать детей, если не знаешь своего смысла жизни. Не знаю, почему «Домострой» стал не востребован. То ли Советская власть посчитала, что в книге слишком много религии, то ли современные «веяния» по типу прав человека и гендерного равенства привели к тому, что целый пласт знаний, рекомендаций, наставлений, который развивал душу человека, который направлял людей к тому, чтобы он совершенствовался в искусстве созидать жизнь, оказался забытым и отвергнутым. Но как оказывается, «Домострой» актуален и сейчас. И причина этой актуальности в том, что в нём написаны чёткие правила развития и совершенствования души. Пусть не в полном объёме, но эти правила отражают суть развития разумной жизни в масштабе вечности. Как в Новом Завете заложена Вечность, так и в «Домострое» заложена Вечность, а потому эта книга актуальна, особенно сейчас, когда на законодательном уровне разрешили грешить, находиться в страстях, когда отменили всякую совесть, а религии стали подстраивать под потребление жизни и получения удовольствий, в том числе и извращённых.
Если коротко, то вся система воспитания держится на нескольких основных положений — соблюдать жизнеутверждающие заповеди и установления Божьи, воспитывать в страхе Божьим, заботиться о добром во всех делах, делать добрые дела, жить по совести и по божественной правде, делать богополезные дела, соблюдать волю Божью и уметь смиряться, быть честным, не совершать греши, в том числе и смертные, жить по средствам, уважать людей как подобие Божье, научить ремеслу (рукоделью), вести себя вежливо (такт), побеждать добром. За каждым пунктом стоит огромный смысл и труд человека. Выполнения каждого пункта ведёт человека к развитию в нём определённых качеств духа, которые могут быть и не проявлены в тексте. Например, чтобы жить честно и в правде, нужно доверие к Небесам, мужество, бесстрашие и закалка в верности Жизни.
Ниже приведены выдержки из «Домостроя», которые отражают животворящую суть данной книги.
— Благословляю я, грешный (имярек), и поучаю, и наставляю, и вразумляю единственного сына своего (имярек) и его жену (имярек), и детей их, и домочадцев – следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю Божью и заповеди его …
— Так возлюби же Господа Бога твоего всею душою своей и со всею твердостью духа своего, и стремись делами своими всеми, привычками, нравом угодить Богу.
— Чадо мое любимое, Анфим, а в том, что тебя наставлял я и всяким путем поучал добродетельному и богополезному житию и что неумелое это писание худого моего поучения тебе передал, так молю тебя, чадо, Господа ради и пречистой Богородицы и великих чудотворцев, прочти ты его с любовью и со вниманием и запиши его в сердце своем и, прося у Бога милости, помощи, разума, крепости и всего, уже перечисленного, по этому же написанию с любовью и делом;
— … воспитавшего в добром поучении и в Божьих заповедях.
— … научившему страху Божьему и божественному писанию и всему закону христианскому.
— Страх Божий всегда носи в своем сердце и любовь нелицемерную, и помни о смерти. Всегда соблюдай волю Божию и живи по заповедям его. Сказал Господь: «На чем тебя застану, по тому и сужу», – так что всякому христианину следует быть готовым к встрече с Господом – жить добрыми делами, в покаянии и чистоте, всегда исповедовавшись, постоянно ожидая смертного час.
— … и заботам о добром, во всяких торговлях, во всех товарах всему научившего; и святительское благословение на себе несешь, и царское пожалование государя и государыни царицы, и братьев его, и всех бояр; и с добрыми людьми водишься, в большой торговле и в дружбе состоишь со многими иноземцами:
Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст.
— В домашнем хозяйстве и всюду, всякому человеку … и ученикам любое дело начать и рукодельничать: или еду и питье готовить, или печь что и разные припасы делать и всякое рукоделье и ремесло, и приготовь
— Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым. Всякое дело править без волокиты и особенно в оплате не обижать работника … А домочадцев своих учи страху Божию и добродетели всякой, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость.
— Учить добру.
— … жить, хозяйство ведя согласно приходу и расходу.
— У сеней же иль у избы, у кельи, ноги грязные отереть, нос высморкать да и прокашляться, да быстро молитву сотворить, а коли аминя не отдадут – то и в другой и в третий раз сотворить молитву, но поболее первой, и если ответа опять не дадут, то легонько постучаться и, как впустят, войдя, святым иконам поклониться, бить челом от хозяина и посланное передать, и вот тогда уж пальцем в носу не ковырять, не кашлять, не сморкаться, не харкать, не плевать, а если уж приспичит, так, в сторону отойдя, там и оправиться тихонько. А стоять, по сторонам не оглядываясь, да что приказано, то исполнить, а об ином ни о чем не беседовать, да поскорее вернуться домой, и ответ, с каким послан, передать господину. А придется быть у кого в подворье или в келье, с господином или без господина, никакие вещи не разглядывать, не перекладывать с места на место без разрешения и ничего не вынести без дозволения, с собой прихватив. Яства же и пития не пробовать также, чего не ведено: то святотатство и чревоугодие. Если же кто на это дерзнет без благословения, без разрешения, ему ни в чем уже не поверят и одного его никуда не пошлют, ибо в Евангелии сказано: «В малом был верен, над многими тебя поставлю».
— А еще держись, чадо, добрых людей всех чинов и званий, их добрым делам подражай, внимай хорошим словам и исполни их.
О. Учиться смиряться, а научившись нести всюду мир.
Мало кто из людей понимает глубинную суть смирения. Священник Сильвестр это понимал и как мог наставлял и объяснял значение смирения и во взаимоотношениях между людьми, и в установлении мира в самом себе, и как признание воли Бога.
В основе смирения лежит четкое понимание того, что нет случайностей, на всё имеется своя причина. Даже само рождение ребёнка (определённой души) в определённой семье — это тоже не случайность. Если человек груб с людьми, то и в ответ ему будут грубить, если человек возомнил себя великим, то его будут постоянно унижать и ставить «на место», если человек ворует, то у него имущество накапливаться не будет или его жизнь будет проходить в постоянном страхе. Многие причины происходящего исходят из прошлых жизней — и это называется судьбой, или кармой. И каждая судьба не случайна, она строится с учётом того, что заслужил человек в прошлом воплощении и теми задачами, которые человек должен решить в настоящем воплощении. Поэтому, всё, что с человеком происходит — всё совершается по воле Бога, с которой надо просто смиряться и «стойко переносить все тяготы и лишения» (взято из военной присяги) жизни. Это как учитель, тренер и ученик. Учитель видит все промахи, успехи, недочёты своего ученика и намечает определённый план действий, чтобы ученик рос и совершенствовался в той или иной области. Так же и Бог поступает, с той лишь разницей, что Бог трудится над человеческой душой, чтобы она из подобия Бога развивалась и превращалась в Бога, чтобы душа умела созидать жизнь, а не расходовала время на страсти и воровство, чтобы душа всё глубже осознавала мудрость жизнь, чтобы дух человека вырастал до способности творить жизнь своей мыслью. Более того, время воспитания души сопоставимо с вечностью, с жизнью многих воплощений одной души. Поэтому, зная и осознавая это, надо просто выполнять волю Бога и смиряться со всем, что происходит вокруг человека. Иначе смиренно «подставлять другую щёку» не имеет смысла. Каждая неприятность имеет своё значение. Каждая неприятность должна быть пройдена в любви и доброте ко всему, что происходит, и только так проходить любые испытания, которые Небеса любезно и милосердно организовывают для человека.
Очень важно человеку понимать то, что всё, что с ним происходит нужно именно самом человеку, что это проявление любви Бога, которые как отец заботится о своём чаде, о его развитии как созидателя жизни. Понимая это, человек должен крепко верить этому, и доверить себя полностью Небесам, доверить свою жизнь Богу. Когда такое происходит, тогда человек обретает счастье понимания мудрости жизни, счастье единения с Жизнью.
Данное объяснение сложно осознавать человеку в настоящем времени, а во времена Сильвестра, было ещё сложнее, так как уровень развития души людей был значительно ниже. Поэтому, на примерах из своей личной жизни, которую наблюдал его сын, и было построено логическое обоснование роли смирения в повседневной жизни. Слова звучат как настоятельные рекомендации вести себя тем или иным способом, чтобы жизнь не омрачалась тяжкими последствиями своих действий, но присутствовал везде мир.
Что даёт смирение человеку?
— Человек начинает доверять Небесам. Он «не бесится» по поводу и без повода, он идёт по дороге, которую ему выстраивают (судьба) и активно решает те задачи, встающие у него на пути.
— Человек находится в работоспособном состоянии, его энергия не растачивается на месть, раздражение, обиды, зависть, ревность, жажду денег и власти. Он трудится и делает богоугодные дела.
— В самом человеке царит мир и примирённость. Вокруг человека царит мир и примирённость. Постоянный настрой на мир, а не на вражду.
— Все задачи решаются любя, человек всё побеждает миром и добром.
— Именно смирение даёт основу для плодотворной деятельности в любой сфере.
— Готовность исправить свою ошибку, и если необходимо, то и покаяться перед Богом и людьми.
— Осознание проявленной милости Богом к человеку.
Ниже приведены примеры и логика смирения, которую использовал Сильвестр.
— Ты, чадо, тому подражай и поступай так же: всякую обиду в себе пронеси и перетерпи – и Бог наградит вдвойне.
— Ни в пути, ни в пиру, ни в торговле сам никогда браниться не начинай, а если излает кто-то – стерпи Бога ради, но уклонись от брани: добродетель побеждает злонравие, злобу преодолевает, ибо Господь противится гордым, смиренных любит, а покорному дает благодать. Если же людям твоим случится переругаться с кем, так ты своих побрани, а крутое дело – так ты и ударь, хотя бы и прав был твой: тем брань успокоишь, да к тому же убытка и вражды не будет. Да еще вот неплохо недруга напоить и накормить хлебом да солью, глядишь, вместо вражды и дружба.
— А если какою виной душевной или телесной согрешил я пред Богом и перед людьми, тотчас в том я винился пред Богом за грех свой и отцу своему духовному каялся со слезами, сокрушенно прося прощения, духовные его наставления с признательностью исполнял, что бы он ни повелел. И если кто-то в прегрешении или в невежестве уличит меня или кто-то душевно наставит, или даже с насмешкой бранит меня и укоряет, все благодарно я принимал, как если бы было правдой это и каялся в том, и от дел таковых удалялся, если Бог помогал мне. Даже если в чем не повинен, и не справедлива молва и брань или насмешка какая и упреки, и побои, – все равно я во всем повинился, не оправдываясь перед людьми, и праведным своим милосердием Бог восстановит правду.
— Вспоминай, сынок, великое милосердие Божие к нам, Бог – заступник нам с юности и до сегодня. На поруки не брал никого, но и меня не брал никто ни в каких делах, и на суде ни с кем ни в истцах ни в ответчиках не был. А видел ты сам, в ремеслах во многих разных дел мастеров много бывало всяких: иконники, переписчики книг, серебряные мастера, кузнецы и плотники, и каменщики разные, и кирпичники, и строители крепостей, и всякие мастера; деньги даны им были на ремесло наперед по рублю и по два, и по три, и по пяти, и по десяти, и больше; хоть многие были мошенники да и бражники, но со всеми теми мастерами за сорок лет, дал Бог, обошлось без клеветы, без судебного пристава и без всякой кручины; все, что было, улажено хлебом да солью, да питьем, да подарком и всякою добродетелью, да терпением. Если же сам у кого что купливал, так ему от меня любезное обхождение, без волокиты платеж, да еще и хлеб-соль сверх того, так что и дружба навек, и никогда мимо меня не продаст и худого товару не даст, и за все поменьше возьмет.
— С другом не дружи, недругу не мсти, и волокита бы людям ни в чем не была, всякого обслужи с любовью без ругани;а не удастся дело, так ты добрым словом ответствуй, а, срок пропустив, без проволочки сделай; а в торговле поступай обходительно, душевредной служба твоя не была бы государю ни в чем; сам же сыт будь благословенным царским жалованьем, и все хозяйское у тебя было б всегда на счету и на заметке, в записи, и приход и расход, казначеям будь послушен, а с товарищами согласен, с подьячими и мастерами и сторожами будь строг и дружелюбен, к любому человеку приветлив, а бедных, печальных, нуждающихся и пленных всегда без волокиты разбери и от себя по возможности накорми и напои, и милостыню дай, по человеку судя;
— Живи в смирении; очи долу опуская, ум к небесам простирай.
— Славы земной ни в чем не желай, проси у Бога вечного блаженства, всякую скорбь и тягость благодарно претерпи: если обидят – не мсти, если хулят – молись, не воздавай злом за зло, за клевету – клеветой; согрешающих не осуждай, припомни свои грехи, позаботься прежде всего о них; злых людей отвергни советы, ревнуй живущим по правде, деяния их занеси в свое сердце, и сам поступай так же.
— До конца постигнем, как в жизни этой претерпели они страдания Христа ради – те постом и молитвами и долготерпением, жаждой и голодом, наготой в морозы или в солнечный жар, поруганием и оплеванием, всякими упреками, битьем и мучением от нечестивых царей различными муками ради Христа; их казнили, в огне сжигали, звери их пожирали, каменьями их забивали, топили в водах, в пещерах, в пустынях и в земных пропастях окончили жизнь они, в узах в темницы заключены и пленены, всякие понесли труды, претерпевали страдания и различные муки, – «и кто их исчислит?» – как говорит святое Писание.
— Из Евангелия. Когда позовут тебя на пир, не садись на почетном месте, вдруг из числа приглашенных будет кто-то тебя почтеннее, и подойдет к тебе хозяин и скажет: «Уступи ему место!» – и тогда придется тебе со стыдом перейти на последнее место. Но, если тебя пригласят, сядь войдя на последнее место, и когда придет пригласивший тебя и скажет тебе: «Друже, садись выше!» – тогда почтут тебя остальные гости. Так и всякий, кто возносится – смирится, а смиренный вознесется.
Продолжение следует.
С уважением. Илларион. Ноябрь 2021 г.