Информация 314. Человек, семья, общество. Домострой — почти потерянный опыт созидания жизни. Часть 5.

          Проект:  Национальная Идея России!

          Раздел:  7.

          Информация  314.   Человек, семья, общество. 

          Домострой  —  почти потерянный опыт созидания жизни. Часть 5.

          Предыдущее содержание: 

          Введение: («Домострой»  —  книга сотворённая Небесами.  — Внесение дополнений в «Домострой».  —  Суть «Домостроя».    —  Особенность времени, когда создавался «Домострой»).  А. Вера в Высшую Силу, вера в Бога.   Б. Твёрдая вера в то, что человек образ и подобие Бога.  В. Веровать в вечность жизни и помнить о Страшном суде.  Г. Знать, как по-божески жить, как по-божески поступать.    Д.  Как жить не по-божески. Когда бесы радуются. Ответственность за дела не благословенные Богом. Отличие поступков по-божески от поступков не по-божески.   Е. Уважение к Богу, доверие Богу. Страх Божий.  Ж. Милость Божия. З. Почитание священников. Обоснование. Духовные отцы. Покаяние.  И. Молитвы.

          Содержание:

          К.   Механизм воспитания душ людских. Механизм воздаяния.   Наказание Божье. Причины. Проявление милосердия Божьего. Наказание Божье за грехи. Испытания. Закалка души. Призыв помнить о своей Божественной природе, о вечности.

          Л.  Любя побеждать.

          М. Ответственность мужчины перед Богом.

          Н.  Воспитание. Чему учили.

          О.  Учиться смиряться, а научившись нести всюду мир.

          П. Творить добрые дела.

          Р. Быть честным, чистым, находиться в правде истинной.

          С.  Не быть в страстях.

          Т.  Уважать людей. Не быть в гордыне.

          У. Как вести хозяйство. Отношение и требования к «специалистам».

          Ф. Законным браком сочетаться.

          Х. Чему учить жену и всех.

          Ц. Как детей учить и страхом спасать.

          Ч. Как наставлять.

          Ш.  Отношение к родителям.

          Заключение.

          К.   Механизм воспитания душ людских. Механизм воздаяния.

          Автор «Домостроя» Сильвестр практически полностью описал механизм воспитания душ людских. Во всей Вселенной существуют лишь два глобальных метода воспитания. Это поощрение и наказание. Поощрение было рассмотрено уже и описано выше по тексту  —  через проявление милости Божьей, как результат многих воплощений (определённый уровень развития души),    и как результат действий в данном воплощении, через развитие способности помогать жизни, отсутствие «ударов судьбы», счастливая и радостная жизнь, успехи домочадцев, рост благосостояния и т.д.

          В данной главе будет рассмотрен второй метод воспитания  —  наказание Божье. По названиям разделов, можно судить о сути происходящего.        

          К. 1. Наказание Божье. Причины.

          —  Кто же в своей дерзости и страха Божьего не имеет и воли Божьей не творит, закону христианского отеческого предания не следует, о церкви Божьей и о церковном пении, и о келейном правиле, и о молитве, и о восхвалении Бога не думает, ест и пьет без удержу до объядения и до пьянства в неурочное время,

          —  и правил не соблюдает общежития: в воскресения и среды и пятницы, в праздники и Великим постом и постом Успенским без воздержанья блудит в неурочное время, нарушая природу и закон, или те, что от жен блудят или совершают содомский грех и всякую мерзость творят,

          —  и всякие богоотвратные дела (творят): блуд, распутство, сквернословие и срамословие, бесовские песни, пляски и прыгание, игру на бубнах, трубах, сопелках, завозят медведей и птиц и ловчих собак и конские гонки устраивают, – всё, угодное бесам, всю непристойность и наглость, а к тому же еще чародейство и волхвование, и колдовство, звездочетье, чернокнижье, чтение отреченных книг, альманахов, гадальных книг, шестокрыла, верят в громовые стрелы и топорки, в усовье и в матку, в камни и кости волшебные и в прочие всякие козни бесовские.

          —  Если же кто чародейством и зельем, кореньями-травами, до смерти или до помешательства окормит или бесовскими словами, наваждением и наговором наведет кого-то на любой порок и особенно на прелюбодеянье, или если кто-то клянется именем Божьим ложно или клевещет на друга, – тут же прочти и двадцать восьмую главу.

          —  При таких вот делах, в таковых обычаях-нравах и рождается в людях гордость, ненависть, злопамятство, гнев, враждебность, обиды, ложь, воровство, проклятие, срамословие, сквернословие, чародейство и волхвование, насмешка, кощунство, обжорство и пьянство безмерное – с рассвета и допоздна, – и всякие злые дела, и грубый блуд, и любое распутство.

          К.2. Проявление милосердия Божьего.

          И благой человеколюбец Бог, не приемля таковых злых нравов людей и обычаев, и всяких неподобных дел, как чадолюбивый отец страданиями спасает всех нас и приводит к спасенью, наставляя, наказывает за премногие наши грехи, но не предает скорой смерти, не желает смерти грешника, но ждет покаяния, чтобы мог человек исправиться и жить.

          К.3. Наказание Божье за грехи.

          —  Если же они не исправятся, не покаются в недобрых делах, Бог наводит на нас по нашим грехам когда голод, когда и мор, а то и пожары, а то и потоп, а то и пленение и смерть от руки язычников, и городам разорение, Божьим церквам и всякой святыне уничтожение, а всему имуществу расхищение, и клевету друзей.

          —  Иногда и по царскому гневу постигает тебя разорение, немилосердная казнь и позорная смерть, иногда же от разбойников – убийство и грабеж, и от воров – покража, и от судей – и мзда и расход.

          —  То бездожье – а то дожди без конца, неудачные годы – и зима непригодная, и морозы лютые, и земли бесплодие, и всяческой живности – скотине падеж и зверю, и птицам, и рыбам, и скудость всяким хлебам;

          —  а то вдруг утрата родителей и жены и детей от тяжелых и быстрых и внезапных смертей после тяжких и горьких страданий в недугах и злая кончина.

          —  Ибо многие праведники истинно служат Богу, по заповедям господним живут между нами, грешными, однако на этом свете равно с грешными Бог их казнит, чтобы по смерти смогли они сподобиться самых сияющих венцов от Господа, нам же, грешникам, горше мука, – ведь и праведники претерпевают страдания тяжкие за беззаконие наше.

          К.4. Испытания. Закалка души.

          —  Так неужели во всех этих бедах не исправимся мы, ничему не научимся и не придем к раскаянию, не очнемся, не устрашимся, видя подобное наказание от праведного гнева Божия за бесконечные наши грехи?

          —  И снова Господь, наставляя нас и направляя к спасению, искушая, словно праведного долготерпеливого Иова, насылает на нас страдания и болезни, и тяжкие недуги, от духов лукавых мучение, огнивание тела, костям ломоту, отек и опухоль на все члены, запор обоим проходам, и камень в почках, и килу, и тайных членов гниение, водянку и глухоту, слепоту и немоту, боли в желудке и страшную рвоту, и вниз на оба прохода и кровь и гной, и чахоту, и кашель, и боль в голове и зубную боль, и грыжу, и подагру, чирьи и сыпь, слабость и дрожь, желваки и бубоны, и паршу, и горб, шею, ноги и руки скрюченные и косоглазие, и иные всякие тяжкие недуги – всё наказание по Божьему гневу.

          К.5.  Призыв помнить о своей Божественной природе, о вечности.

          —  И вот – все грехи свои мы забыли, мы не покаялись, ни в чем не желаем ни исправляться, ни устрашиться, ничто не научит нас! 

          —  И хотя мы видим во всем том Божью кару и страдаем от тяжких болезней за многие наши грехи, за то, что забыли Бога, создавшего нас, не прося у Бога ни милости, ни прощенья, – какое же зло творим мы, обращаясь к нечистым бесам, от которых уже при святом крещении отреклись, как и от дел их, и приглашаем к себе чародеев, кудесников и волхвов, колдунов и знахарей всяких с их корешками, от которых ждем душетленной и временной помощи, и этим готовим себя в руки дьявола, в адову пропасть во веки мучиться.

          —  О безумные люди! Увы неразумию вашему, не сознаем мы своих грехов, за которые Бог нас казнит и мучит, и не каемся в них, не избегаем пороков и непотребных дел, не помышляем о вечном, но мечтаем о тленном и временном. Молю – и снова молю: отриньте пороки и душетленные все дела, искренним очистим себя раскаянием, и милостивый Господь да помилует нас в грехах, телу даст здравие, а душам спасение, и вечных благ не лишит.

          Л.  Любя побеждать.

          Что такое «Любя побеждать»? Это победа Любви, которая не знает наказания, это победа  без применения силовых методов. Наказание важно при помощи в борьбе со страстями, грехами, пороками. Но только любовью и добром можно сделать так, чтобы враг стал другом, чтобы ненависть превратилась в радость, чтобы неприязнь превратилась в уважение и т.д. Проявление доброты, милосердия, смирение, уважение к врагу, как частице Божьей, спокойствие, такт и многое другое  —  это и есть методы «Любя побеждать».

          Ниже приведены выдержки, которые учат побеждать любя. Пусть не в полном объёме и понимании, но то, что уже в те времена Сильвестр дал такое направление во взаимоотношении между людьми, говорит о высокой степени мудрости жизни священника.

          —  «но побеждай всегда добром».

          —  Если же кто-то, их самих осуждая, укоряет, насмехается и злословит заочно, а то и прямо в лицо, или если кто скажет о них какие непотребные речи(66.666), то мудрым своим разумом все это они обдумают.

          —  И если осуждение справедливо, они избегают поступков таких и благодарят за то, что поделом осудили их, укоряя.

          —  Если же несправедливо их укоряют или им досаждают,– претерпим и с благодарностью примем и то, согласно апостолу: блаженны, если попреки претерпим и не ответим за это враждою;

          —  и любовь к таковым сохраняем, согласно апостолу Павлу, который в поучении говорит: «Если недруг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его, не будь побежден злом, но побеждай всегда добром; ибо, так поступая, угли горящие собираешь ему на голову». И слуг своих так же поучай.

          —  И видя добрые ваши дела и милосердие и любовь сердечную ко всем и таковую праведность, обратит на вас Бог свои милости и преумножит урожай плодам и всякое изобилие.

          М. Ответственность мужчины перед Богом.

          Забегу вперёд и скажу, что именно мужчина, отец, глава семьи отвечает перед Богом за воспитание своих домочадцев в Божьих заповедях. Не жена, а именно муж несёт ответственность перед Богом за высокую нравственность. Особенно заострю внимание на следующих словах  —  «учить страху Божию и всяким добрым делам». 

          Если рассмотреть ситуацию в настоящем времени, то с введением всяких прав и свобод, такое поведение не просто осуждается, но и открыто запрещается, особенно в странах Запада. Узаконив вседозволенность греха, порока, страсти, человечество вступило на путь деградации. По своей сути, большинство правозащитников можно смело назвать подручными сатаны, так как только он один заинтересован в том, чтобы душа человека не развивалась в своей способности созидать жизнь, а наоборот, погрязла в страстях, грехах, пороках, в потреблении жизни. Многие делают это сознательно, но есть и те, кто упорно верит, что вседозволенность есть счастье, счастье эгоиста, которому только и надо, чтобы потребить свою жизнь в удовольствиях, и при этом не нести никакой ответственности ни перед кем.

          Ниже приведены выдержки из «Домостроя» об ответственности  перед Богом за «небрежение» и «нерадение», за совершаемые грехи лично, за то, что не обучил. Но если всему верно научил, тогда будет милость Бога и благословение родителей и всех людей.  Но если, несмотря на все стремления научить, чадо совершает грехи, ответственность снимается и полностью ложится на само чадо.

          —  Вручаю вам, по-христиански живущим, на память это писание, на вразумление вам и детям вашим. Если ж писания моего (380) не примете, наставлению не последуете, не станете жить по нему и поступать не будете так, как здесь сказано, дадите ответ за себя сами в день Страшного суда (2062), а я преступлениям и грехам не причастен вашим, не моя то вина: благословлял я вас на благочинную жизнь, и размышлял, и молил, и поучал, и писал вам. Аминь.

          —  Но если, сынок, моего моления и наставления не примешь и по этому написанию не станешь жить, как другие добрые люди и богобоязненные мужи, и заповеди отца духовного не станешь соблюдать и не воспользуешься поучением богодухновенных мужей, не пользуешься поучением и почитанием святого Писания, христианского праведного закона не хранишь и о домочадцах своих не радеешь, то я твоему греху не причастен, сам о себе и о домочадцах своих и о жене дашь ответ в день Страшного суда.

          —  Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех , а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня. (19.)

          —  Если же небрежением и твоим нерадением сам или жена, наставленьем твоим обделенная, согрешит или зло сотворит перед Богом, или домочадцы твои, мужчины, женщины, дети твои грех какой совершат, хозяйского наставления не имея: ругань, воровство или блуд и всякое зло сотворят, — все вместе по делам своим примете  (66.666): зло сотворившие – муку вечную. (25)

          —  Какие же из холостых блуд творят твоим небрежением или тайком от тебя, тебе о том распытать с пристрастием, чтобы никогда у тебя таковых не бывало дел. Если же нерадив ты в этом: слуг держишь, а заботы о душах их не имеешь, и только поручаешь им дела, так или иначе служить тебе, еду и одежду и всякую службу справлять, – тебе самому за души их отвечать в день Божьего суда. (26)

          —  Если муж сам не учит добру, то накажет его Бог, если же и сам творит добро, и жену и домочадцев тому учит  —  примет от Бога милость. (27)

          —  Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по-божески ведет, и о своей душе не радеет, и людей своих правилам этим не учит,– и сам себя погубит в этой жизни и в будущей и дом свой, и всех остальных с собою (66.666). Если же добрый муж радеет о своем спасении и жену и чад своих наставляет, как и слуг своих, всякому страху Божию учит и достойной христианина жизни, как здесь написано, то он со всеми вместе во благоденствии и по-божески жизнь свою проживет и милости Божией удостоится.                

          —  Если, чадо мое любезное, хоть и малые заповеди худого этого поучения сохранишь и по пути моему пойдешь, и делом их все оправдаешь, то будешь сын света и наследник небесного царства, и снизойдет на тебя милость Божия и пречистой Богородицы и заступницы нашей, и великих чудотворцев Николы, Петра, Алексея и Сергия, и Никона, и Кирилла, и Варлаама, и Александра, и всех святых, и молитва родителей, и мое вечное тебе благословение отныне и во веки веков; и благословляю тебя, чадо мое, и прощаю в сем веке и в будущем, пусть будет на тебе милость Божия, и на жене твоей, и на детях твоих, и на всех ваших доброхотах отныне и до века.

          —  Наедине поучай (жену), а поучив – успокой, пожалей, приласкай ее; также и детей, и домочадцев своих учи страху Божию и всяким добрым делам, ибо тебе ведь ответ за них дать в день Страшного суда. Если станете жить по нашему поучению, по этому написанию, великую благодать от Бога получите и вечной жизни удостоитесь с домочадцами своими.  

          Продолжение следует.

          С уважением.                      Илларион.                        Ноябрь 2021 г.

Оцените статью