Информация 312. Человек, семья, общество. Домострой — почти потерянный опыт созидания жизни. Часть 3.

Проект:  Национальная Идея России!

          Раздел:  7.

          Информация 312.   Человек, семья, общество. 

          Домострой  —  почти потерянный опыт созидания жизни. Часть 3.

          Предыдущее содержание: 

          Введение («Домострой»  —  книга сотворённая Небесами.  — Внесение дополнений в «Домострой».  —  Суть «Домостроя».    —  Особенность времени, когда создавался «Домострой»).  А. Вера в Высшую Силу, вера в Бога.   Б. Твёрдая вера в то, что человек образ и подобие Бога.  В. Веровать в вечность жизни и помнить о Страшном суде.  Г. Знать, как по-божески жить, как по-божески поступать.

          Содержание:

          Д.  Как жить не по-божески. Когда бесы радуются. Ответственность за дела не благословенные Богом. Отличие поступков по-божески от поступков не по-божески.

          Е. Уважение к Богу, доверие Богу. Страх Божий.

          Ж.  Милость Божия.

          З.  Почитание священников. Обоснование.  Духовные отцы.

          И.  Молитвы.

          К.   Механизм воспитания душ людских. Механизм воздаяния.   Наказание Божье. Причины. Проявление милосердия Божьего. Наказание Божье за грехи. Испытания. Закалка души. Призыв помнить о своей Божественной природе, о вечности.

          Л.  Любя побеждать.

          М. Ответственность мужчины перед Богом.

          Н.  Воспитание. Чему учили.

          О.  Учиться смиряться, а научившись нести всюду мир.

          П. Творить добрые дела.

          Р. Быть честным, чистым, находиться в правде истинной.

          С.  Не быть в страстях.

          Т.  Уважать людей. Не быть в гордыне.

          У. Как вести хозяйство. Отношение и требования к «специалистам».

          Ф. Законным браком сочетаться.

          Х. Чему учить жену и всех.

          Ц. Как детей учить и страхом спасать.

          Ч. Как наставлять.

          Ш.  Отношение к родителям.

          Заключение.

          Д.1.  Как жить не по-божески. (28, 24)

          В «Домострое» говориться и о том, как жить не по-божески, и поэтому попасть в ад и быть всеми проклятыми. (28)

          Ниже приведены поступки, которые приводят к деградации души.

          —  «Кто же в своей дерзости и страха Божьего не имеет и воли Божьей не творит».

          —  Не иметь страха Божия и отческого предания не хранить. 

          —  Отца духовного не слушать, совету добрых людей и наставлениям не вникать по-божески.

          —  Чинить неправды всякие и насилие, и чрезмерную наносить обиду.

          — В долг взяв, его не вернуть, истомить волокитой, а незнатного человека во всем изобидить.

          —  Если кто по-соседски не отзывчив, или в селе на своих крестьян, или в приказе сидя, на людей, в силу власти своей накладывает тяжкие дани и всякие незаконные налоги, или чужую ниву распашет, или лес посек и землю перепахал, луг скосил, и рыбную ловлю присвоил, и борти, и перевеси, и места охоты, и другие угодья неправдами и насилием заберет или ограбит и выкрадет.

          — И нападет по дороге и на стоянке ограбит, и побьет, и опозорит, опустошит луга и пашню вытопчет, и всячески изобидит; или кого оболжет в чем и что-то подкинет, оклевещет и с поличным придет, или насильно в рабство продаст, безвинно хитростью и понуждением похолопив.

          —  Неправедно судит и неверно расследует дело, или лжесвидетельствует, кающихся не прощая.

          —  Или лошадь и иную скотинку и любое добро: сады и села, варницы и мельницы, амбары и лавки, дворы и другие угодья силой отнимет, а не то так и по дешевке вопреки согласию купит или сутяжничеством отберет, или корчемным доходом и иным хитроумьем или процентами в деньгах и натуре, и от прочих неправедных поборов разбогатеет.

          —  Или многие непотребные дела совершит: блуд и распутство, и сквернословие, и срамные речи, клятвопреступление, гнев и ярость и злопамятство, с женщиной живет не в законе или на стороне блудит, в содомский впадает грех или держит корчму, ест и пьет безудержно, до обжорства и опьянения, праздников и поста не соблюдает, всегда пребывает в разгуле.

          —  Делать всё, угодное дьяволу.  (24)

          —   Еду и питье хулить, точно в отбросы сразу превращается то, что едят. А если при этом грубые и бесстыдные речи звучат, непристойное срамословие, смех, забавы разные … всякие игры и песни бесовские, бесчинствуют за игрой в кости, всякими бесовскими играми тешатся, дар Божий – еду и питье, и плоды земные – на посмешище бросят, прольют, друг друга колотят, обливают, надругаясь всячески над Божьим даром.

          —  Если же кто сначала накормит, напоит и одарит, но потом обесчестит и изругает, осудит и высмеет, или заочно ославит, или местом обойдет, или, не накормив да облаяв, еще и ударит, а потом и выгонит со двора, или слуги его обесчестят кого-то, – тогда такой стол или пир на утеху бесам, а Богу во гнев, и средь людей и позор и ярость, и вражда, а обиженным – срам и оскорбление.

          —  А если во время дела какого раздастся слово праздное и непристойное, или с ропотом, или со смехом, или с кощунством грязные и блудливые речи и песни бесовские да игры.

          —  А кто еду и питье и какое еще рукоделье не чисто исполнит, и в ремесле каком что украдет, подмешает, подменит или соврет и притом по Божится ложно: не настолько сделано или не в столько стало, а он врет.

          Д.2.  Когда бесы радуются.

          —  Отойдут и ангелы Божьи от этой трапезы и непристойной беседы (см. выше). А бесы возрадуются и налетят, свой час улучив, тогда и творится всё, что им хочется.

          —  Бесы записывают эти дела их, несут к сатане, и вместе радуются они погибели христиан.

          —  От такого дела и от такой беседы (см. выше) Божья милость отступит, ангелы отойдут в скорби, и возрадуются бесы, видя, что волю их исполняют безумные христиане. И приступят тут лукавые, влагая в помысл всякую злобу, вражду и ненависть, и подвигнут мысли на блуд и на гнев и на всякое кощунство и сквернословие, и на всякое прочее зло, – и вот уже дело, еда и питье, не спорятся, и каждое ремесло и всякое рукоделие не по-Божьи свершается, Богу во гнев, ибо не благословенное людям не нужно, не мило, да и не прочно оно, а еда и питье не вкусны и не сладки, только дьяволу да слугам его и угодно, и радостно.

          Д.3.  Ответственность за дела не благословенные Богом.

          —  Так те все дела не угодны Богу, и тогда запишут их бесы, и за это все взыщется с человека в день Страшного суда. И хозяина обманул, и людям навредил, да и впредь никто ему не поверит. А если что сотворил не по правде или приврал и выклянчил, или выторговал обманом, – не благословен подобный доход, не надежен, и милостыня с него неприятна Богу.

          —  Но все такие деяния предстанут в день Страшного суда: о, горе – творящим такое! Когда иудеи сели в пустыне есть и пить и, объевшись и упившись, начали веселиться и блуд творить, тогда земля поглотила их – двадцать тысяч и три тысячи.

          —  Безрассудным таким хозяину и хозяйке и слугам их – грех от Бога, от людей неприязнь и укор, а от бедных людей еще и проклятье, и порицание.

          —  Так вот, если сам господин и дети его и слуги его, и его домочадцы все такое творят, а господин им в том не препятствует и не спасает их души, уклонился не помогая,– прямиком все вместе в ад попадут, да и здесь уже прокляты всеми(66.666). Во всех тех запретных делах не помилует Бог(-), люди же проклянут, а обиженные вопиют к Богу: и своей душе погибель, и дому разорение(-). Проклято все такое добро, нет на нем благословения: одеваться, есть или пить все, что добыто и получено не по-божески, но бесовски – да низвергаются в ад все живые души поступающих так(-). От подобного изобилия, от плодов таковых неугодна Богу и милостыня – ни при жизни, ни после смерти(-). Если хотите вы избегнуть вечной муки, верните неправедно нажитое ограбленным. впредь обещая не поступать так с ними, ибо сказано: «Скор Господь на милость свою: истинно кающихся принимает и даже в великих грехах прощает». 

          Д.4.  Отличие поступков по-божески от поступков не по-божески.

          Во-первых, поступать по-божески  —  это всегда созидание жизни. Поступать не по-божески  —  это всегда разрушение жизни. Во-вторых, жить по-божески  —  это жить честно, в правде, в Божеской справедливости. Жить не по-божески  —  это жить обманом, лукавством, грабежом. В-третьих, жить по-божески  —  это делать добрые, бескорыстные дела. Жить не по-божески  —  это быть в корысти, зависти, ревности, где эгоизм стоит на первом месте. В-четвёртых, жить по-божески  —  это жить в смирении и Божьей радости. Жить не по-божески  —  это жить в страстях, грехах, пороках, удовольствиях. В-пятых, жить по-божески  —  это развивать в себе качества, которые созидают жизнь  —  доброту, милосердие, такт, уважение ко всему, мир в сердце и т.д. Жить не по-божески  —  этих  данных качеств лишаться. В-шестых, жить по-божески  —  это учиться, стремиться и достигать через развитие в себе тех качеств, которые приводят к положительному результату в той, или иной сфере человеческой жизнедеятельности. То есть, основой положительного результата являются знания, навыки, умения, приложение всех сил и средств самого человека. Человек это заслужил своим трудом. Жить не по-божески  —  это не развивая в себе ничего, «паскудным» образом иметь всё, и при этом, разрушая жизнь других людей.  

          Е.1. Уважение к Богу, доверие Богу. Страх Божий.

          Специально уважение, доверие Богу, трепет перед Богом и страх Божий рассматривается в одной главе. Одно дело к Богу относится панибратски, потребительски, не уважая заповедей, которые «пришли» с Небес. И в этом состоянии  —   человек, что без правильного направления в голове. Другое дело, когда родители, на своём примере, осознав всю величину и значение Бога в жизни людей, передают свой жизненный опыт и знания о том, кто есть Бог. Уважение, трепет пред Богом,  помогает внимательно относится ко всему, что происходит вокруг человека. Ведь знание заповедей Бога делает жизнь человека безопасной в мире греха и порока, страстей и удовольствий, так как душа не разрушается и не деградирует, но закаляется, растёт и совершенствуется в искусстве созидать жизнь.

          Вот как об этом сказано.

          —  А в церкви Божией и дома во время службы и во всяком молении и самому, и жене, и детям, и домочадцам стоять, с трепетом Богу молиться и со вниманием слушать.

          —  Всегда иконе Христа и пречистой его матери и святым небесным бесплотным силам и всем святым почести с верою воздавай, как и самим им.

          —  И многие праведники, Богу угодившие, всякими болезнями и различными недугами страдая, благодарно терпели все спасения ради души своей и ради жизни вечной, и за страдания те вошли в небесное царство, многие – и богатые и бедные – христианского рода, всяких чинов люди – и княжеского, и боярского, и священники, и монахи – в бесконечных болезнях и недугах страдая, всякими одержимы бывали горестями, и даже обиды ради Бога стерпели, и у Бога просили милости и уповали на помощь его.

          —  Жить по заповеди господней, по отеческому преданию и по христианскому закону.

          Более того, доверие к Богу должно стать абсолютным. Это как доверие до конца на все сто процентов. Это абсолютная вера Богу, в то, что он завещал и своим примером показывал как необходимо поступать в жизни. Вот как интересно  —  Сильвестр, после годов воспитания своего сына в заповедях Божьих, отпустил его в самостоятельную жизнь и передал его Богу.

          —  «Но теперь, сын Анфим, передаю тебя и препоручаю и оставляю создателю нашему, доброму хранителю Иисусу Христу, его матери, пречистой Богородице и заступнице нашей, помощнице, и всем святым, как в Писании сказано: «Позаботься оставить детей наставленными в заповедях господних – и это лучше неправедного богатства: краше жить в праведной бедности, чем в богатстве неправедном». 

          Е. 2. Жизнь в страхе Божьем.

          Феномен страха Божьего заключён   в его созидающей силе. Ведь под страхом попасть в ад, или не попасть в рай и Царство Небесное, под страхом несчастий и бед от неправедных действий и помыслов, человека, семьи, рода, народа  люди стремились жить в Божественных заповедях и наставлениях. А все заповеди и наставления Нового Завета Библии (не Ветхого Завета) направлены на развитие способности любить, то есть на способность создавать жизнь, развивать, совершенствовать и защищать жизнь. Отсюда  —  под страхом, соблюдая  заповеди Божьи, человек, не осознавая совершенствовал свою душу.

          Для каждого человека понятие страха Божьего, имело своё значение. Чем ниже уровень развития души человека, тем выше в нём физического, неосознаваемого состояния страха. Чем выше по уровню развития души человек, тем больше в нём затрагиваются высшие чувства. Например, Бог доверил благородное дело исполнить, а человек не смог справиться и подвёл Бога в его делах на Земле. Или совершив плохой поступок, человек ощущает себя предателем Бога, предателем Жизни. Или происходит глубинное осознание греха, которое выводит человека на покаяние (это не простое раскаяние), и прощение его Богом. А раз человек ощущает, что ему поверил Бог и дал шанс исправиться, то здесь поведением человека «рулит» не страх, а высшее чувство благодарности.

          Ниже приведены выдержки с упоминанием созидающей силы страха Божьего. 

          —  Видел  и сам ты, чадо, что в жизни этой жили мы в полном благоговении и в страхе Божьем, в простоте сердца, в страхе и уважении к церкви, всегда по божественному Писанию.

          —  Страх Божий всегда носи в своем сердце и любовь нелицемерную, и помни о смерти. Всегда соблюдай волю Божию и живи по заповедям его.

          —  «Себя утверждая в страхе Божьем и в праведном житии».

          —  Возлюбишь Господа от всей души – страх его да будет в сердце твоем.

          —  Потому-то рассудительным мужьям  и женам следует поучать и детей своих, и слуг, рабов и рабынь,– всякому страху Божью и вежеству, как уже сказано было выше.    

          Хочу сказать, что поучать детей, людей выполнять заповеди Бога через страх Божий, довольно доступно для всех. Ведь напоминание о Страшном суде, о расплате за свои неправедные поступки, так или иначе, но воздействуют на человека. Он начинает задумываться о своём поведении. А в настоящее время уровень развития своего духа людей значительно выше, чем в прошлом, особенно в России. Поэтому таким людям легче понимать суть страха Божьего. Главное не переборщить, но уместно напоминать.

          Чем лучше воспитание детей пронизано страхом Божьим, чем больше общество будет пронизано страхом Божьим, тем меньше надо законов для поддержания порядка в государстве. Там, где поддерживается беспредел эгоизма, вседозволенность эгоистического и корыстного человека, там необходима целая куча законов, чтобы регламентировать любой шаг человека и от ума, принимать законодательные акты, которые разрешают людям грешить, находиться в страстях и пороках, а выполнение Божьих заповедей отменять. Например, при воспитании детей в странах Запада. В этих странах поощряется бесовщина, которая ведёт к деградации души.

          Продолжение следует.

          С уважением.                        Илларион.                          Ноябрь 2021 г.

Оцените статью