Информация 317. Человек, семья, общество. Домострой — почти потерянный опыт созидания жизни. Часть 8.

Проект:  Национальная Идея России!

          Раздел:  7.

          Информация  317.   Человек, семья, общество. 

          Домострой  —  почти потерянный опыт созидания жизни. Часть 8.

          Предыдущее содержание: 

          Введение: («Домострой»  —  книга сотворённая Небесами.  — Внесение дополнений в «Домострой».  —  Суть «Домостроя».    —  Особенность времени, когда создавался «Домострой»).   А. Вера в Высшую Силу, вера в Бога.   Б. Твёрдая вера в то, что человек образ и подобие Бога.  В. Веровать в вечность жизни и помнить о Страшном суде.   Г. Знать, как по-божески жить, как по-божески поступать.    Д.  Как жить не по-божески. Когда бесы радуются. Ответственность за дела не благословенные Богом. Отличие поступков по-божески от поступков не по-божески.   Е. Уважение к Богу, доверие Богу. Страх Божий.   Ж. Милость Божия.   З. Почитание священников. Обоснование. Духовные отцы. Покаяние.   И. Молитвы.     К.  Механизм воспитания душ людских. Механизм воздаяния.   Наказание Божье. Причины. Проявление милосердия Божьего. Наказание Божье за грехи. Испытания. Закалка души. Призыв помнить о своей Божественной природе, о вечности.   Л.  Любя побеждать.     М. Ответственность мужчины перед Богом.     Н.  Воспитание. Чему учили.     О.  Учиться смиряться, а научившись нести всюду мир.   П. Творить добрые дела.     Р. Быть честным, чистым, находиться в правде истинной.

          Содержание:

          С.  Не быть в страстях.

          Т.  Уважать людей. Не быть в гордыне.

          У. Как вести хозяйство. Отношение и требования к «специалистам».

          Ф. Законным браком сочетаться.

          Х. Чему учить жену и всех.

          Ц. Как детей учить и страхом спасать.

          Ч. Как наставлять.

          Ш.  Отношение к родителям.

          Заключение.

          С.  Не быть в страстях.

          Что такое страсть? Это трудно контролируемое или не контролируемое желание человека. Это может быть обжорство, жажда денег, славы, власти. Это может быть пьянство, любодейство, сексуальные извращения, жаждующие мстить, игромания и т.д. Страсть  —  это огромной силы зависимость от чего-то. Люди съедают себя завистью, ревностью, обидами на весь мир. Страсть быть великим, в славе, в богатстве. Страсть заставляет людей воровать, вести себя недостойно, разбазаривать имущество, лгать, клеветать, брать взятки, разбойничать, лукавить, злословить. В результате человек совершает грехи, втягивается в пороки и удовольствия тела. Душа потихоньку деградирует.

          «Домострой»  —  это предупреждение от страстей, грехов и пороков. И самое главное  —  находясь в страсти, человек прекращает созидать жизнь, он, и всё, что вокруг него, начинает деградировать, разрушаться, уничтожаться.

          Ниже приведены выдержки по поводу неприемлемости страстей.  

          —  От хмельного питья, ради Господа, откажись, ибо пьянство – болезнь, и все дурные поступки рождаются им. Если от этого Господь сохранит тебя, все благое и нужное получишь от Бога, будешь почтен и людьми, и душе своей путь откроешь на всякие добрые дела. Вспомни, чадо, апостольское слово: «Не надейтесь – ни пьяница, ни блудник, ни прелюбодей, ни содомлянин, ни вор, ни разбойник, ни клеветник, ни убийца Царства Божьего не наследуют!» И если какая страсть тебя покорила, чадо, или в грех какой впал, обратись с тем к Богу в искренней вере и к отцу духовному с горькими слезами и оплачь грехи свои, и покайся истинно, что больше не станешь такого творить, поучение же отца духовного соблюдай и епитимью исполни: милостивый Господь праведных любит, грешных милует, всех призывает к спасенью.

          —  Жизнь по закону – во славу Бога и ради вечного царства, а любодеев и прелюбодеев осудит Бог.

          —  И пьянственного берегись недуга – от тех двух причин все зло заводится и ведет в преисподний ад: и дом пуст – богатству разорение, и Богом не будет помилован, и людьми обесчещен, высмеян и унижен, родителями же проклят. Если, чадо, от такого зла Господь сохранит тебя, закон соблюдешь по заповеди господни, и от хмельного питья воздержишься, и добродетельно проживешь, как все богобоязненные люди, тогда помилует Бог тебя и люди почтут, и наполнит Господь твой дом всякою благодатью.       

          —  А обжорства и пьянства, и пустых бесед, непристойного смеха остерегаться всегда. От воровства и блуда, от лжи, клеветы, от зависти и всего, неправедно приобретенного: от ростовщичества, от кормчества, от взятки и от любого иного лукавства отречься и ни на кого не гневаться, не попомнить зла, а разбоя и грабежа и насилия всякого, и неправедного суда никогда не творить.

          —  Разве не ведаете, что неправедные не войдут в Царство Божие? – как апостол Павел сказал: «Если кто-то известен как блудник или лихоимец, или идолослужитель, или насмешник, или пьяница, или грабитель – с такими не есть»? И еще сказал: «Не льститесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни осквернители, ни рукоблудники, ни мужеложники, ни лихоимцы, ни воры, ни пьяницы, ни оскорбители, ни разбойники в Царствие Божие не войдут», – потому и нужно всякому христианину оберегаться от всякого зла.

          —   О, устрашитесь тем, люди, и творите волю Божью так, как в законе писано; от такового злого бесчинства сохрани, Господь, всякого христианина, Есть и пить вам во славу Божию, не объедаться, не упиваться, пустых речей не вести.

          —   А к этому добавь еще: когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань и свара и драка, а то и кровопролитие. И ты, если здесь находишься, хоть не бранишься и не задираешься, в той брани и драке не будешь последний, но первый: ведь долго сидишь, дожидаешься этой брани.

          —  Если уйдешь или уедешь, а выпил все же порядочно, то по пути уснешь, не доберешься до дому, и тогда пуще прежнего пострадаешь: снимут с тебя и одежду всю, все отберут, что при себе имеешь, не оставят даже сорочки. Итак, если не протрезвишься и до конца упьешься, я скажу так: тело лишишь души.   

          — Спьяну многие от вина умирают и замерзают в пути. Не говорю: не следует пить, такого не надо; но говорю: не упивайтесь допьяна пьяными.

          —  Многие люди лишаются пьянством и земного богатства. Если кто безмерно придерживается питья, восхвалят его безрассудные, но потом они же его и осудят за то, что глупо растратил добро свое.

          —  Вином же упиваться — то погибель души и телу, а богатству своему разор. Вместе с земным имением пьяницы лишаются и небесного, ибо пьют не Бога ради, но пьянства для. И единственно только бесы радуются, к которым пьянице путь предстоит, если не успеет покаяться.

          —  Если же держат людей у себя не по средствам, не по достатку, а потому и не могут удовлетворить их едой и питьем и одеждой, или таких, что ремесла не знают и пропитаться сами не могут, – придется слугам таким, мужику или женке, или девке, поневоле, горная красть, и лгать, и блудить, а мужикам еще грабить и красть, и в корчме выпивать, и всякое зло чинить, – таким неразумным господину и госпоже от Бога грех, от людей насмешка, и житье без соседей, от судей же пеня, разорение дому, да и сам обнищает за скудость ума.

          —  Если же раб и рабыня – неученые и тупые, то куда их пошлют, и там не почтут их и испить не дадут, так они уж на своем подворье расскажут все гадости и о муже, и о жене. Так что там, где лукавые люди живут, такого глупого слугу они чуть подпоят, на откровенность вызовут и порасспрашивают о хозяине и хозяйке, а этот дурак выболтает и то, что неприлично сказать, да еще и приврет лишнего. Стоит лишь хозяину и хозяйке его обидеть чуть-чуть, так он на них в людях все непотребное выльет. Вот от таких-то глупых слуг всякие ссоры и возникают, и насмешки, и укоры, и срамота.

          —  А узнать слугу – глуп ли он – просто: только вернулся домой – тут же все и выбалтывает: ясно, что и на людях о домашнем все так же выкладывает. А если еще и хозяин с хозяйкой любят расспрашивать слуг своих о сплетнях и поклепах, о судаченьи и насмешках – всякую ложь, тот хозяин и хозяйка и сами себе, и дому своему и детям, и слугам враги, склонны они ко всяким обманам и злопыхательству и всяческой лжи и всякой ссоре, и уж в таких-то они страданиях за скудость ума своего погибают!  

          Т.  Уважать людей. Не быть в гордыне.

          Уважение людей, и не только равных или старших, является одним способов побеждать добром. Жить в мире и взаимном уважении между людьми создаёт благоприятную атмосферу для всякой жизни и всякого дела. Такая позиция, когда всякий человек считается как подобие Бога, носит созидающий характер. Очень интересны слова, которые объясняют причину любви и почета: — в нужном деле угодить человеку, кому-то сослужить в чём-то, кому-то покориться и признать, кому-то бескорыстно помочь. Но никогда не призирать, не осудить, не браниться, не насмехаться, на причинённую обиду не отвечать и т.д. Но всех почитать, накормить, дать посильную милостыню, кого-то утешить, уважительно поприветствовать, всех уважить, позаботиться о сохранности добра гостей и странников, «должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека».  

   —  Никого же, чадо, не презирай и при всякой нужде помни, как мы прожили век.

          —  Чадо, почитай монахов, да и странники в доме твоем всегда бы кормились, в монастыри с милостыней приходи и с кормом, и заключенных в темницах, и убогих, и больных посещай и милостыню посильно давай.  

          —  Видел, как были по Божьей милости всеми мы почитаемы, всеми любимы, всякому в нужном угодил я и делом, и служением, и покорством, а не гордыней; порочащим словом не осуждал никого, не насмехался, не укорял никого, не бранился ни с кем, а пришла от кого обида – мы Бога ради терпели и винили самих себя – и потому враги становились друзьями.

          —  И тем всегда утешал я себя, что … ни нищего, ни убогого, ни странника, ни скорбного, ни печального никогда не презрел я, разве что по неведению;

          —  Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних почитай как братьев, немощных и скорбных любовно утешь, а младших как чад возлюби – ни одному созданию Божью не будь лиходеем.

          —  Когда поставят перед тобой различные яства и пития, но если кто-то знатнее тебя из приглашенных будет, не начинай есть раньше его; если же почетный гость ты, то поднесенную пищу начинай есть первым.

          —  Если случится приветить приезжих людей, торговых ли, или иноземцев, иных гостей, званых ли. Богом ли данных: богатых или бедных, священников или монахов,– то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. С любовью и благодарностью, ласковым словом каждого из них почтить, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с добрым приветом, а иным и послать чего-нибудь, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать. Если какие из них ждут в сенях или сидят на дворе – и тех накормить-напоить и, за столом сидя, не забыть высылать им еду и питье. Если есть у хозяина сын или верный слуга, пусть бы и он присматривал всюду и всех бы почтил и добрым словом приветил, и никого б не ругал, не обесчестил, не опозорил, не высмеял, не осудил, чтобы ни хозяину, ни хозяйке, ни детям их, ни слугам не нанес осуждения.

          —  Отнесись и к нищим милостиво и душевно – с того тебе будет от Бога награда, от людей же – добрая слава.

          —  Если кого не накормишь, спокойно объясни, не облаяв и не побив, и не обесчестив, вежливо отпусти, отказав. А пойдет со двора кто, жалуясь на хозяйское невнимание, так учтивый слуга вежливо гостюшке проговорит: «Не прогневайся, батюшка, много гостей у хозяев наших, не поспели тебя употчивать», – тогда они первыми бьют тебе челом, чтобы ты на них не сердился. А по завершении пира должен слуга рассказать хозяину о госте, который ушел, а если гость нужный, так сразу и сказать господину, а уж тот, как захочет.

          —  А если гости или гостьи между собой разругаются – их унимать осторожненько, а кто уже не в себе – бережно препроводить его ко двору его и от всякой драки по пути уберечь; признательно и благодарно, накормив-напоив, с честью и отправить – это и Богу в дар, и добрым людям – в честь.

          —  А слуги гостей, которые на дворе при лошадях у саней и у седел, за теми тоже следует приглядеть, чтобы между собой не бранились, друг друга не обокрали, гостей не поносили бы, да и домашнего бы не крали чего и не портили,– за всем присмотреть, от всего унимать; а кто не слушается – доложить хозяину. И человеку, что на дворе поставлен, в то время ничего не пить, никуда не отходить, и тут на дворе, и в подклетях, и в пекарне, и на кухне, и на конюшне за всем наблюдать строго.

          —  А отцы бы духовные господина и слуг его при том поучали, и господин о своей душе и о душах слуг своих при этом тем более бы озаботился: слуге за душу свою церкви дать нечего, так за них господину бы дать, а также и все, им нужное, кроме вредного дела.

          У. Как вести хозяйство. Отношение и требования к «специалистам».

          Те выдержки из книги, что находятся ниже по тексту, написаны на частоте 200.0, но «надиктованы» с частоты Отца, Бога Отца, как и весь авторский «Домострой».   Другими словами, заготовка, стирка, готовка, уборка и т.д. написана не от человеческого ума, а с участием Небес. Вопрос: «Зачем Небесам заниматься такой мелочёвкой как организация быта в большом хозяйстве»? Неужели у Небес больше нет дел, как «писать» книгу, через Сильвестра, которая бы задавала правила ведения хозяйства, создавала нормы отношения к труду людей, утверждала бы требования к работникам? Значит, было необходимо Небесам, чтобы такая книга появилась и стала бы настольной книгой для многих людей, как образец для ведения хозяйства. Вывод напрашивается только один  —  через организацию быта, через организацию хозяйства воспитывать в людях определённое отношение к труду. Надо иметь ввиду, что уровень развития души, у основной массу населения, был на уровне ценности простой семьи (45.0), где люди плодились и размножались, и главной задачей было накормить, одеть, обуть, согреть всех членов семьи и домочадцев. То есть, забота о семье через  материальное обеспечении,  была главной задачей. Многие вещи делались вручную своими собственными руками или руками «крепостных» и различного рода слуг и работников. Поэтому, через требования к труду, через воспитание определённого отношения к труду воспитывались определённые качества души. Частота 45.0 тем и характеризуется, что безусловная любовь родителей к своим детям, проявляется в материальной заботе о них. Но каждый труд должен быть сделан не абы как, а по определённым правилам и требованием, которые бы становились нормой труда. Добросовестность, ответственность, чистота, порядок, рачительное отношение к имуществу, бережное отношение ко всему, чтобы ничего не пропадало просто так, а дольше служило, не выбрасывалось, а пускалось в дело, продукты бы подъедались полностью и многое ещё чего. Чтобы всё было подсчитано, отмерено, аккуратно размещено, готово к применению. Чтобы прислуга вела себя прилежно, не воровала, не грызлась меж собой, но воспитывалась в чести и достоинстве, в чистоте и аккуратности, в страхе Божьем. Чтобы работники были научены «всем добродетелям, вежеству, смирению, доброй заботе и домашней работе», чтобы знали ремёсла.

          Соблюдая все правила и требования к труду, душа человека росла и развивалась, приучая к высокой работоспособности, аккуратности, смирению, честности. Для хозяев, одной из обязанностей была научить людей разным ремёслам или рукоделью, кто к какому достоин, «о них заботиться, во всяком их учении и по Божественным заповедям, и домашней работе».        

          Ниже приведены некоторые выдержки из «Домостроя», которые дают понять суть труда, который утверждался в те времена.

          —  И когда, купив назначенное, его принесут, все отмерить и тщательно оглядеть.                      Когда истратит деньги да даст в них отчет господину, снова возьмет. Так все и видно: и харчи, и издержки, и его служба.

          —  А если что из похлебок и готовки всякой от стола останется нетронутым и недоеденным, нетронутые блюда перебрать, а начатые – отдельно, и мясные и рыбные, и сложить все в чистую крепкую посуду и накрыть, и обложить льдом. Початые же блюда и разные остатки отдавать на подъедание, куда что сгодится, а нетронутое хранить для хозяина и хозяйки и для гостей.

          —  А столовую посуду: и тарелки, и братины, и ковши, и уксусницы, перечницы, рассольницы, солонки, поставцы, блюда, ложки, скатерти и покрывала,– все бы всегда было чисто и готово на стол или в поставцы. И комнаты были бы выметены, и горницы, да прибраны, а образа на стене развешены по чину как положено, а столы бы и скамьи были вымыты и вытерты, и ковры по лавкам расстелены. А напитки бы все были чистые, через сита процежены. А ключники бы и повара, и пекари, и стряпухи все еще до стола поели бы и выпили немного некрепких напитков, тогда и стряпают они спокойно. И в платьице бы нарядились, в какое хозяин велит, изготовились бы чистенько, и во всякой стряпне, что кому поручено хозяином, держали бы себя чисто и аккуратно. А всякая посуда и все снасти у ключника и у всех на кухне были бы вымыты и вычищены и в полной сохранности, а у хозяйки и у ее слуг также. Еду же и напитки на стол нести, оглядев, чтоб и посуда, в которой несешь, была чиста и дно подтерто, а еда и напитки также чисты, без мусора и без плесени и без пригарины; поставить, осмотрев, а поставив еду или напитки, тут уж не кашлять, не плевать, не сморкаться, но отойдя в сторонку, вычистить нос и прокашляться, или сплюнуть, отворотясь да растереть ногою; так-то любому человеку прилично.

          —  И если. Бог даст, все в порядке и не потрачено, и ничего не испорчено, то господину следует ключника наградить, и остальных служек также: и поваров, и пекарей, которые умело и бережливо готовили, а не пили, и всех тогда похвалить, и накормить, и напоить; тогда они постараются и впредь хорошо работать.   

          —  А женкам челяди и девкам, и ребятишкам тоже, да и рабочим людям та же еда, но с прибавлением остатков со столов господского и гостевого. Лучших же людей, которые торгуют или в приказе служат, тех господин за свой стол сажает. Те же, кто подает гостям за стол, вдобавок после стола доедают блюда из столовых остатков. А госпожа мастерицам и швеям также – сама за столом их кормит и подает им от своей еды. Пить же челяди пиво из отжимок, а в воскресенье и в празднике браги дадут, и приказчикам тоже брага всегда; другими напитками господин пожалует сам или прикажет ключнику, а для удовольствия и пивца велит дать.

          —  И всякую снедь для рабочих семей готовить, и хлебы для них месить и заквасить и скатать хорошо и выпечь; и пирожки для них также. Всю пищу для них готовить хорошенько и чисто, как для себя:

          —  Служек и нищих кормить, как себя, ибо то Богу в честь, а себе во спасение.  

          —  А людей у себя держи дворовых хороших, чтобы знали ремесла, и кто какого достоин, такому ремеслу учи. И не был бы вор, ни бражник, ни игрок, ни грабитель, ни разбойник, ни блудник, никакому обману не потворщик. Всякий человек у хорошего хозяина, прежде всего, был бы научен страху Божию, а также и всем добродетелям, вежеству, смирению, доброй заботе и домашней работе. Не крал бы, не лгал, ко всем добродетелям относился бы со смирением и в поучении господина своего …

          —  Те же, которые имеют господами верующих, не должны обращаться с ними небрежно, ибо братья они; и тем более должны служить им, что верные они и возлюбленные и благодетельствуют им». Этому, господине, и сам следуй, и от слуг своих требуй такими быть – и наказанием и страхом великим.

          —  И сыт бы он был, одет пожалованием твоим или своим ремеслом. А чем ты его пожалуешь: платьем ли или лошадью и какою скотинкою, или пашенкой, или торговлей какою по его прибытку, или сам что приобретет своими трудами, тем бы доволен был и впредь бы старался. А лучшее платье, верхнее и нижнее, и рубашку, и сапоги носил бы по праздникам и при добрых людях, да в хорошую погоду, а всегда бы было оно у него не измято, не загрязнено и не облито, и от всякой порухи сохранено. А какой у тебя человек за тем не следит, и в твоем подарке неладно ходит, и хранить не умеет, так ты б своему приказчику повелел у таких нерадивых людей одежду снимать, какая получше, да при себе сберегать, и на время давать им, и снова сняв, у себя же хранить.

          —  Всем дворовым людям своим наказывай чаще, чтобы работали в старой одежде, или и в новой, но для работы выданной. А люди бы у тебя пребывали в уважении и в страхе, и всегда под присмотром, меж собою бы не воровали, на чужое никогда не льстились ни в каком виде, а твое бы хранили все заодно. А тебе бы не лгали, не клеветали ни на кого ни в чем, да и ты бы им в том не потакал, и расследовал прямо с глазу на глаз; дурному не попускай, но милосердно наказывай, иначе и прочие станут дерзать на злое;доброго же пожалуй – и все добру поревнуют, каждый жалованье твое захочет выслужить правдой и верной службой, а твоим приказом и доброй наукой век проживет в добре, без твоей опалы и душу спасет. И господину услужит, и Богу угодит.

          —  Но тверже всего тебе самому, господину, указывать людям своим …  наедине молиться, чистоту телесную хранить от всякого блуда и пьянства, коварства и чревоугодия, от неурочных питья и еды, от обжорства и пьянства воздерживаться, да иметь бы им вместе с женами общих духовных отцов, к кому на исповедь ходят. Холостых же парней и девок, вошедших в возраст, жени, ибо, согласно апостолу: «честен брак и ложе нескверно, прелюбодеев же судит Бог».

          —  Женатые же слуги со своими женами законно бы жили по наказу духовного отца, на стороне от жен своих не блудили, а жены – от мужей. И по твоему наказу, и отца духовного поучению, так же и они учили бы жен своих страху Божию, вежеству и смирению, чтобы слушались госпожи, повиновались во всем ей, трудами своими да ремеслом заслуживали награду, а не крали бы и не врали, не бражничали и не блудили, и не слушали баб, какие ко греху склоняют молоденьких женщин – то есть тех, которые сводят их с чужими мужчинами, да сверх того учат их красть и блудить и прочим порокам.

          —  Если вдруг в твой дом придет незнакомый мужик […] или так: женка или девка пойдут по воду или белье полоскать и станут говорить с мужиком там – то будь он даже и знакомый мужик – стыдно с ним и переглядываться: ведь говорит с мужиком, а не с мужем своим.

          —  А с Семенова дня купит телку яловую или мяса сколько нужно, но не сразу, а выждав, как подешевле станет – тогда ты побольше и купишь. Мясо про запас засоли и провяль, потрохом же семья всю осень сыта.

          —  У заботливого хозяина и заботливой хозяйки в добром хозяйстве во всем изобилие, и всегда удовольствие и себе, и семье, и гостям

          —  И глядишь, такому доброму человеку и доброй жене его Бог пошлет приплоду побольше у коров и …

          —  Корову выдоив, молочко процедить через ситечко, да все молоко, прикрыв, держать в чистоте. Самой же руки вымыть начисто, а одежду надеть старую, но чистую, и теплой воды принести, полотенце держа на плечах, вымя и соски у коровы вымыть, полотенцем чистым вытереть, и в чистом месте доить.  

          —  И кто этак с припасом живет, всегда у хозяйки сметливой в запасе все, никогда перед гостем не стыдно, а придется устраивать пир – прикупать и нужно немного, глядишь: дал Бог – всего и дома в избытке.

          —  Все это просматривать, перебирать да просушивать, а что получше – и впредь хранить, а что портится, то сразу использовать, как нужно будет семью кормить, хорошенько обработав, и нищим подать – как-никак, а добро спасешь, сгноив же – даром за ворота выкинут.  

          —  Были бы, как выше описано, закуплены все припасы вовремя, когда они дешевы, а в деревне не в страдную пору всё запасли бы.

          — Разные царские подати на себе не задерживать, не собирать в одно время сразу, а платить раньше срока: тогда и независим ты будешь, и за просрочку да за поручительство денег не платишь, и взяток не носишь, и сам не таскаешься. А кто в срок больших оброков и всяких повинностей не платит, не откупается, две дани ему набежит – вот уж и вдвое ему платить. И так неразумные люди попадают в рабство, а по судам и в долгах до конца обнищают. Кто же расплачивается и управляется в срок, и всяких податей за собой не накапливает, а ненужного долгу за кем не водится и не растет он, так тот человек всегда свободен, живет независимо, и в жизни ловко, и после смерти детям оставит и наделы, и память: двор со всяким припасом или лавку с товаром, или деревню со всякой живностью, и никаких кабал, ни записей, ни порук, никаких повинностей, никаких податей – ни в чем не запутался.

          —  Если воры там были – сразу заметно, если свои покрали или плохо по небреженью заперли, за то, по вине смотря, и бранить, и наказывать, да разузнать, кто где ночевал и что как делалось, а потом уж и суд чинить.

          —  В поварнях же и в пекарнях, и во всех подсобных помещениях, и в конюшне у всякой скотины, на сеновалах, у мастеров и мастериц, учеников и торговцев, и у всех своих приказчиков всегда все просматривать и распытывать; если все по наказу – то хорошо, а не так – тогда наказать, по вине смотря, как выше описано. За добрый догляд и охрану высоко ценить и жаловать, хорошему слуге была бы честь, а к плохому – строгость.

          Продолжение следует.

          С уважением.                      Илларион.                      Декабрь 2021г.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
ВЕЧНОСТИ ДВИЖЕНИЕ ЖИЗНИ